Top.Mail.Ru

Война средь бела дня

11.10.2024

Сегодня уже трудно представить, но ровно год назад в канун Йом Кипура я, как и многие мои коллеги по журналистскому цеху, готовил к печати материалы, посвящённые 50-летнему юбилею Войны Судного дня, и называл именно её «самой продолжительной и тяжелой войной в истории Израиля». Сейчас такой стала другая война.

Помню, я тогда заинтересовался, о чём писали израильские СМИ за день до начала войны – в пятницу, 5 октября 1973 года. И искренне поразился той беспечности, с которой жила страна, совершенно не чувствуя нависшей над ней угрозы. Журналисты сообщали, что у владеющих домашним телефоном израильтян теперь появилась возможность звонить родственникам за границу. И радостно извещали, что на заводах вводятся новые конвейерные линии, позволяющие резко увеличить выпуск продукции, а на полях завершается сбор урожая. Армейские корреспонденты рапортовали, что начальник Генштаба выдал аккурат перед праздником грамоты за отличную службу лучшим солдатам и офицерам, а израильская армия сильна как никогда.

А на следующий день случилась война. И армейское командование в тот выпавший на субботу Судный день все первые часы – а если уж совсем начистоту, то все первые сутки – пребывало в абсолютном шоке и прострации. А мы тем временем и на севере, на Голанах, и на юге, на Синае, несли тяжелейшие потери. Пограничная линия Бар-Лева, в которую были вложены колоссальные деньги израильских налогоплательщиков, рухнула практически за минуты. А находившиеся в её бункерах солдаты тщетно молили о помощи и подкреплении, ощущая, что командование их просто бросило на произвол судьбы.

Пораженный год назад этими открытиями, я, помню, радостно констатировал, что в наши дни такое невозможно. Пусть наши междоусобные дрязги и ослабили Израиль, но всё равно мы сейчас куда сильнее, чем в 1973 году. И враги знают, что нас лучше не трогать!

Кто тогда мог представить, что через несколько дней случится 7 октября и всё повторится куда в больших масштабах, чем ровно 50 лет и один день назад. Снова, как и тогда, самая оборудованная и технологически навороченная граница в мире будет прорвана за минуты. Снова высшее командование армии на целые сутки впадёт в ступор. А забаррикадировавшиеся в комнатных бункерах сограждане будут тщетно молить о спасении. И государство выстоит лишь благодаря героизму тысяч простых израильтян, взявших на это время судьбу страны и народа в свои руки. И эта новая война по числу убитых, раненых и попавших в плен окажется вполне сопоставимой с Войной Судного дня, а по длительности во много раз ее превзойдет. И ведь она ещё далеко не закончилась!

И нельзя отдельно не вспомнить тот Йом Кипур год назад, когда на тель-авивских улицах произошёл конфликт между антиклерикальным движением и проводившими общественную молитву вполне, к слову, светскими гражданами, движимыми даже не столько верой, сколько желанием отдать дань традиции и приобщить к ней детей. Те столкновения на площади Дизенгоф и в других районах Тель-Авива отравили атмосферу праздника и вызвали нехорошее чувство, что добром столь откровенное надругательство над самым святым для евреев днём не кончится. Если Йом Кипур и в самом деле является днём вынесения окончательного приговора Небес, то на благоприятный приговор рассчитывать после случившегося евреям особо не приходилось.

Хочется верить, что за минувшие двенадцать месяцев, наполненных страшными испытаниями, израильское общество хоть чему-то научилось и в этом году праздник Йом Кипур пройдет по другому сценарию.

Кстати, многие удивляются, когда Йом Кипур называют праздником – дескать, какой это праздник, если в этот день предписано поститься да молиться, не говоря уже обо всех прочих ограничениях?! Да и как вообще день суда, день утверждения приговора может быть праздником?! Но в Пятикнижии Моисеевом Йом Кипур неоднократно назван именно праздником, а служение в этот день в Иерусалимском Храме описано в Талмуде как захватывающее своей торжественностью и величием зрелище.

Тем более праздник – ведь это был единственный в году день, когда облачённый в белые одежды первосвященник входил в Святая Святых и каялся там за грехи. И если потом благополучно выходил к ожидавшей его толпе, значит, все грехи евреев прощены, а впереди их ждёт год мира, благоденствия и победы над всеми врагами. Но порой бездыханное тело первосвященника приходилось вытаскивать из Святая Святых. И это был уже совсем недобрый знак. И оставалось лишь гадать – умер он за свои грехи или за грехи народа.

Сейчас у нас нет Храма, но сегодня, как и тысячи лет назад, евреи облачатся в белые одежды, символизирующие желание очиститься и стремление исправить допущенные в прошлом ошибки, и снова будут каяться за свои грехи, моля Творца о прощении и добром приговоре в наступившем году – как для себя лично, так и для всего нашего народа. От силы раскаяния, от искренности молитвы зависит сейчас решение Небесного суда. Гмар хатима това – доброго приговора всем нам, где бы мы ни жили. И, конечно, победы над всеми врагами, как бы сильны и многочисленны они ни были.

{* *}