Top.Mail.Ru

Широко еврей шагает

08.11.2024

В шутке, что еврею везде плохо, а хорошо только в дороге, есть лишь доля шутки. Ведь ещё от праотца Авраама нам передалась и крепко засела в наших генах эта неодолимая страсть к движению вперёд. Еврею всегда требуется идти – к познанию Творца, самого себя, окружающего мира. И двигаясь по этому пути, еврей тянет за собой и всё остальное человечество.

В эту субботу во всех синагогах будут читать библейский отрывок «Лех Леха», который и даёт старт этому вечному движению еврейского народа по географии и мировой истории. «Всевышний сказал Аврааму: “Иди себе со своей земли, от своей родни, из дома своего отца – в землю, которую Я укажу тебе. И сделаю Я тебя народом великим и благословлю тебя. Возвеличу имя твоё. И ты сам станешь благословением”», – так, с этого слова «Иди!» начинается этот отрывок, а вместе с ним и история еврейского народа.

И само это слово уже очень показательно! Ведь на иврите слово «лех» – это не только повелительная форма русского глагола «ходить», но и начальная форма местоимения «себя». А грамматически это выражение построено таким образом, что его можно перевести как «иди себе» или даже «иди к себе». Но более литературно – как «иди своим путём».

А если уж вспомнить, что в оригинале без огласовок слова «лех» и «леха» пишутся одинаково, то можно понять это выражение как «иди-иди!». То есть – «иди, поторапливайся!». Но какой бы оттенок этого слова мы ни брали, в нём уже заключена идея, ставшая главной чертой личности Авраама и унаследованная от него всем еврейским народом – идея движения.

Согласитесь, далеко не каждый решится в столь почтенном возрасте – а Аврааму на тот момент было уже 75 лет! – бросить дом и всё, к чему любой человек привязан, и начать двигаться. Притом – непонятно зачем и непонятно куда! Многие евреи потом не раз проделают такое со своей судьбой. Иногда в буквальном смысле, а иногда в переносном – выдвигая, к примеру, безумную научную идею или совершая революцию в общественном сознании, поскольку много раньше Аристотеля, ещё на самой заре своей истории, евреи усвоили истину: движение – это жизнь, а жизнь – это движение. И эта истина стала основой нашего национального характера. Но вместе с ней пришло и отвращение к любому застою и топтанию на месте.

Любопытно, что глубинным истоком любого проявления зоологического антисемитизма является как раз ненависть к развитию и желание превратить мир в застойное, неизменное болото, а то и отбросить его назад – во времена язычества и первобытной дикости. И тут нельзя не вспомнить, что амалекитяне, напавшие на евреев во время их Великого Исхода из Египта и ставшие с тех пор нарицательным символом пещерного антисемитизма, сделали это именно в тот момент, когда евреи были в пути. Им претила сама идея движения вперёд. Так это происходило потом во все времена, так происходило и этой ночью на улицах Амстердама, где случился крупнейший в новейшей истории Европы еврейский погром.

Примечательно, что именно в отрывке «Лех Леха» многие видят источник не стихающего уже много тысячелетий ближневосточного конфликта. В нём находят причины, почему к крошечному клочку земли, зажатому между Средиземном морем и Иорданом, приковано сейчас внимание всего мира. Ведь именно в этом отрывке впервые в Пятикнижии появляется Земля обетованная, обещанная в вечное владение даже не самому Аврааму, а его потомкам: «И заключил в этот день Всевышний союз с Авраамом, сказав: “Твоему потомству отдам я эту землю – от реки Египетской до реки Прат”». Обычно эти слова приводятся в качестве доказательства необузданного аппетита евреев, претендующих якобы на всю территорию от Нила («реки Египетской») до Евфрата («реки Прат»). Однако подавляющее большинство и еврейских, и христианских комментаторов Священного текста сходятся во мнении, что под «рекой Египетской» имеется в виду речка Эль-Ариш, протекающая на северо-востоке Синайского полуострова, а под «рекой Прат» – река Эль-Литани на территории современного Ливана. И обозначенные в этом отрывке границы в целом совпадают с границами современного Израиля за вычетом небольшой части Синая, а также территории южного Ливана, где как раз сейчас идут бои.

Но так уж сложилось, что для многих мусульман именно эти слова – «твоему потомству отдам я эту землю» – стали причиной претензий на владение Святой землёй. Разве Ишмаэль, родившийся от связи Авраама и Агарь и считающийся прародителем арабских народов, не является потомком Авраама, вполне закономерно спрашивают они. Но чтобы найти ответ на эти претензии, надо просто прочесть этот отрывок дальше: вплоть до истории, как Авраам просит у Творца снисхождения к Ишмаэлю – единственному на тот момент своему потомку. И получает совершенно неожиданный для себя ответ: «Жена твоя Сара родит тебе сына, и дашь ему имя Ицхак. И заключу Я с ним вечный Завет, и с потомством его после него. Что до Ишмаэля – то услышал Я тебя и благословил его. Сделаю Я его плодовитым и весьма многочисленным, сделаю Я его великим народом».

И как видим, потомков Ишмаэля действительно никак не обделили: они стали великим народом, обладающим столь обширными и полными нефтью землями, что кажутся попросту удивительными их попытки претендовать ещё и на этот крошечный, зажатый между морем и Иорданом клочок, который завещан наследникам Авраама не только по плоти, но и по духу. И надо отметить, что в последнее время всё больше мусульманских богословов из основополагающих для исламского мира стран – Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, Бахрейна и Марокко – приходят к мысли, что арабам и евреям нечего делить, поскольку Всевышний уже разделил эту ближневосточную землю между разными потомками Авраама, возлюбленного Им. И если мерить в квадратных километрах и тоннах нефти – так вообще в пользу арабов. А стало быть, от притязаний на территорию Израиля они могут спокойно отказаться и установить мир с братским еврейским народом.

Понятно, что пока эту идею разделяют мусульманские богословы не во всех странах, но таковые есть, и это само по себе вселяет надежду. Тем более что эта идея уже дала реальные политические плоды – именно на ней и основаны заключённые несколько лет назад мирные соглашения между Израилем и четырьмя вышеназванными арабскими странами. И договоры эти были названы в честь общего предка евреев и арабов – «Соглашения Авраама».

Кстати, нельзя не отметить, что именно в этом библейском отрывке впервые в Пятикнижии появляется само слово «еврей». И особо примечательно, при каких обстоятельствах оно появляется – а именно во время войны, которую приходится вести Аврааму после того, как цари нескольких стран, располагавшихся на месте нынешних Ирана и Ирака, напали на союз городов-государств, находившихся в районе Мертвого моря, разграбив их и захватив множество пленных, включая семью Лота – племянника Авраама. «Один спасшийся прибежал и рассказал о случившемся еврею Аврааму, – гласит библейский текст. – Услышав, что его родственник попал в плен, Авраам вооружил 318 своих людей и пустился в погоню. И бил он врагов своих, и преследовал их до Ховы – что к северу от Дамаска. И возвратил он своего родственника Лота вместе со всем его имуществом, а также женщин и пленённый народ». Вот каким он, оказывается, был, этот еврей Авраам!

«Деяния отцов – знак для потомков», – говорили наши мудрецы. И в этой истории лично мне видится ясный знак нам, сегодняшним. Евреи и в самом деле «своих не бросают». И не капитулируют перед врагом. И сегодня мы должны действовать так же, как наш великий предок Авраам: вести войну на всех фронтах – пока враг не признает своё поражение, а мы не вернём всех наших пленных. Это будет непросто, но мы пройдем этот нелегкий путь, так же как проходили до этого все остальные дороги в нашей истории. В конце концов, такими уж мы созданы – чтобы идти.

{* *}