Top.Mail.Ru

Брат нарасхват

29.11.2024

Отец моего близкого друга родился вместе с братом-близнецом в Ленинграде в 1937 году. Ну, а дальше, понятное дело, были война, блокада, страшный голод, и лишь в 1943-м мальчиков вывезли по Дороге жизни.

Один из близнецов был в то время почти уже при смерти, но каким-то чудом всё же выжил, однако с тех пор оставался слабым и болезненным. В отличие от брата-близнеца, который, невзирая на пережитый ужас, был полон энергии. Так это и продолжилось по жизни.

Этот здоровяк после окончания школы поступил в институт, а затем быстро сделал карьеру в области снабжения – ключевой в тогдашнем Союзе для «правильного устройства по жизни». Любимец женщин и душа любой компании, он был раз пять женат, а в последний раз сочетался браком, когда ему было уже крепко за пятьдесят. Да и вообще он старался урвать от жизни всё, что только возможно. Не было такой вещи в Питере, которой он не мог бы добыть, или дела, которого он не мог бы устроить. И когда в шестьдесят он скончался на собственной даче от сердечного приступа, многие были потрясены этим известием. Но на его похороны, как ни странно, пришло всего лишь несколько человек, включая вдову. И никто из троих его детей от первых браков не приехал, чтобы проводить отца в последний путь.

Второй брат считался каким-то «хилым» и «недоделанным». Всю жизнь проработал на заводе с весьма скромной зарплатой. Женился довольно поздно и на своей ровеснице – «старой деве», которая к тому же была тоже не совсем от мира сего. Но брак этот был заключен по любви, и пара стала родителями моего друга – человека необычайно талантливого, в которого они вложили всё, что только могли при своих скромных возможностях.

В 1990-х они перебрались в Израиль, поселились в одном из красивейших мест в Самарии, где отец моего друга прожил ещё более четверти века, смотря, как подрастают его внуки. Часто бывал в Иерусалиме и посмотрел свою новую страну. Словом, у него и в самом деле была очень счастливая старость. А на его похороны собрались сотни людей – жители его поселения и друзья сына. Прощальное слово над его телом произносили два внука и две внучки, а неподалеку от них стояли их жены и мужья, держа уже правнуков покойного на руках!

Не было ничего более противоположного, чем эти два брата-близнеца – и по характеру, и по увлечениям, да и вообще по всему. И о том, кто из них прожил более интересную и осмысленную жизнь, пусть судит читатель. А вспомнил я об этой истории потому, что на этой неделе во всех синагогах мира будут читать библейскую главу «Толдот», которая как раз и начинается с рождения у Ицхака и Ривки двоих сыновей, близнецов-антиподов Эсава и Яакова.

Братья начали противостоять друг другу еще в утробе матери, толкая один другого и доводя тем самым беременную Ривку до изнеможения, ибо, как сказано об этом в Пятикнижии, «два народа заключены в утробе – два разных племени, которые, выйдя из лона, отделятся друг от друга, и один народ будет сильнее другого, и старший будет служить младшему». Разница между близнецами проявилась ещё с рождения. Так пошло по жизни и дальше: «Эсав сделался звероловом», «человеком полей» и «ловцом устами», Яаков же был «человеком наивным» и «обитателем шатров».

Выдающиеся комментаторы Пятикнижия видели в Эсаве символ и родоначальника греческой и римской цивилизаций, а значит, и во многом современной западной цивилизации с её вечным «звероловством» – жаждой новых территорий и стремлением к материальным благам этого мира. Вдобавок ко всему, Эсав, этот «ловец устами», был отличным оратором, способным убедить кого угодно в чём угодно.

Яаков же, напротив, этакий «рассеянный профессор», вечно витающий в облаках, с детства предпочитал проводить жизнь, «сидя в шатре» рядом с родителями, размышляя о тайнах мироздания. Но тем самым Яаков, этот третий праотец еврейского народа, олицетворял наше вечное стремление к познанию и убежденность в превалировании духовных ценностей над материальными.

Можно, конечно, задаться вопросом, какой из двух подходов дал миру больше. Мол, греки и римляне подарили человечеству немало замечательных изобретений, множество памятников искусства и архитектуры, а также великую литературу и философию. Евреи же принесли в мир великую идею монотеизма и моральный кодекс, на котором строятся все нравственные основы человечества. Что важнее, пусть каждый читатель опять-таки решает сам. Я лишь отмечу, что те греки и римляне давно уже сошли с арены мировой истории и растворились в нахлынувших на них племенах варваров, а потомки Яакова продолжают свой путь во времени, доказав за последние столетия, что и среди нас есть гениальные изобретатели, великие архитекторы и блестящие писатели. А уж современный мир с его технологиями создан в значительной степени еврейскими мозгами.

До некоторой степени это всё тот же спор за первородство. То самое, которое Эсав, как известно, продал Яакову за чечевичную похлёбку. И не раз мне доводилось видеть обвинения: ведь Яаков почти обманом выманил у Эсава первородство! И тут важно понять, почему Эсав так легко расстался с ним. Дело в том, что оно не давало никаких дополнительных прав, не приносило никаких материальных благ, являясь лишь духовной привилегией. Ну а духовные ценности этому «зверолову» Эсаву были глубоко чужды и казались второстепенными, иллюзорными и даже надуманными по сравнению с материальными. Если все мы смертны, то кому нужна вся эта «фигня» – вот позиция Эсава! И потому он с такой лёгкостью продаёт первородство, сопровождая это репликой: «Вот иду я умирать, так на что мне первородство?!»

Да и с историей получения отцовского благословения всё непросто. Кажется, что Яакову оно досталось путём обмана – его должен был получить Эсав. Но любопытно, что устраивает всё это шоу с переодеванием, наряжая Яакова в Эсава, их мать. Выдающий еврейский философ и комментатор Пятикнижия раввин Шимшон Рафаэль Гирш задавался вопросом: зачем самой Ривке всё это потребовалось? И отвечает: это был урок, который великая праматерь еврейского народа решила преподать своему мужу Ицхаку.

Совершив этот трюк с подменой одного сына на другого, Ривка с присущей ей мудростью и чувством юмора показала мужу, что обвести его вокруг пальца ничего не стоит! И таким образом намекнула, что именно так, притворяясь и играя в праведника, «ловил его устами», вводя в заблуждение, все эти годы Эсав.

И мы видим, как сегодня потомки Эсава, отрицающие право евреев на Святую землю, вновь и вновь продолжают «ловить устами», изливая в СМИ и на площадях потоки демагогии и лжи, всячески очерняя Израиль, переворачивая всё вверх ногами, пытаясь превратить евреев из жертвы в агрессоров.

Но на страницах этой же библейской главы «Толдот» мы находим, как любые подобные истории заканчиваются. Когда в Святой земле начались голод и засуха, то наш праотец Ицхак был вынужден перебираться в долину Герар, подконтрольную филистимлянскому царю Авимелеху. Проявив себя как рачительный хозяин, Ицхак раскопал там колодцы, которые когда-то вырыл ещё его отец Авраам. Но филистимляне немедленно объявляют эти колодцы своими и в итоге изгоняют Ицхака.

Но Ицхак, как и его потомки во все последующие столетия, не отчаивается, обживается на новом месте, вырывает новые колодцы и снова начинает процветать. И когда филистимляне во главе с царём Авимелехом уже сами вынуждены идти к нему на поклон и просить забыть все старые обиды, Ицхак их спрашивает: «Для чего вы пришли ко мне? Вы же ненавидите меня и прогнали прочь?» И отвечают они ему: «Убедились мы наглядно, что Всевышний с тобой». Это и есть самое главное.

Сегодня весь мир вновь воочию, «наглядно» убедился, что Он с Израилем – иначе просто невозможно объяснить, каким образом еврейское государство выстаивает и побеждает в затянувшейся войне на семи фронтах, а его потери с учетом бесконечных ракетных обстрелов городов и боёв с террористами в разы меньше, чем должны быть по всем оценкам! Потому рано или поздно страны, на улицах которых сейчас беснуются толпы антисемитов, признают нашу правоту и начнут восстанавливать прежние отношения – в очередной раз предлагая забыть все старые обиды. Так было в прошлом. Так оно будет и сейчас – поскольку в конечном итоге всегда ясно, с кем находится Творец, а кто в своём безумии бросает Ему вызов.

{* *}