Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.01.2025
«Еврейка по мужу», она пережидала в Израиле лихие 90-е годы и в самом их конце вернулась обратно в Москву, чтобы стать автором сценариев замечательных и любимых миллионами телесериалов. А тогда у нас в газете она вела рубрику «Монологи старого еврея». Стоило ей сесть к компьютеру – и она моментально перевоплощалась в своего тестя и с характерным одесским говорком высмеивала косность чиновников, заносчивость коренных жителей и другие язвы израильского общества. Я далеко не всегда был согласен с её излишне карикатурным восприятием Израиля и евреев, но нельзя было не признать – пишет она действительно мастерски.
И вот однажды она решила посвятить свою статью еврейским законам семейной чистоты, которые, как она считала, отдают дремучим средневековьем. В статье она требовала беспощадно с ними бороться. Обычно я никогда не вмешивался в её работу, но тут уже не выдержал и посоветовал не печатать такой текст.
– Речь идёт об очень интимном и сугубо внутреннем еврейском деле, – объяснил я ей. – Если бы такую статью написала еврейка, я, будучи категорически с ней не согласен, ничего против публикации не имел бы – у неё есть право бунтовать против своих же законов. Но ни тебя, ни твоих детей эти законы никак не касаются! Так зачем тебе в это лезть, зачем их клеймить, особенно от имени «старого еврея»?
Будучи тонким и интеллигентным человеком, она со мной согласилась и отправила этот текст в корзину. Но у меня и по сей день вызывают резкое отторжение любые попытки вмешательства со стороны в наши внутренние еврейские разборки – будь то религиозные, идейные или политические споры. А ещё большую неприязнь у меня вызывают некоторые отдельные евреи, которые сами пытаются вмешать в наши споры влиятельных фигур со стороны, чтобы с их помощью оказать давление на своих же соплеменников! И этим деятелям со стороны не всегда хватает того такта и внутренней порядочности, коими обладает эта моя давняя знакомая.
Прекрасный пример, как вести себя в таких ситуациях, даёт библейская глава «Ваигаш», которую евреи будут читать во всех синагогах как раз в эту субботу. Начинается она знаменитой сценой между Иосифом и братьями, когда он решается им наконец открыться и признаться, что он, второй человек после фараона в Египте и фактический правитель этой державы, на самом деле – их младший брат, которого они когда-то продали в рабство проходившим мимо торговцам. Как гласит текст Пятикнижия: «И не мог Иосиф больше сдерживаться, но был окружён людьми со всех сторон. И вскричал им: “Выйдите все от меня!” – дабы не было никого, когда он откроется братьям». А если переводить дословно – «чтобы никто не стоял пред ним». Именно так: никто из посторонних не должен стоять пред нами, когда мы выясняем отношения друг с другом – ни в качестве зрителя, ни в роли посредника, и уж тем более ни в позиции судьи. Какими бы тяжелыми мы не обменивались обвинениями, какими бы справедливыми или напрасными они ни были – это должно происходить за закрытыми дверьми.
Давая в самый интимный, в самый сокровенный момент нашей еврейской семейной драмы указание выйти из зала всем египтянам, Иосиф ещё раз демонстрирует свою мудрость и преподает урок всем последующим поколениям евреев. И наша история не раз и не два доказывала, что любое обращение за помощью извне в наших спорах между собой всегда в итоге оборачивалось против всех нас и приводило к катастрофическим последствиям. Так было во время греческого и римского владычества, так было и в период длившегося две тысячи лет изгнания. И это, безусловно, верно и по отношению к нашим дням!
Примечательно, что именно с того разговора между Иосифом и братьями и начинается история пребывания евреев в Египте и, собственно говоря, их последующего Исхода оттуда, а значит, история евреев как народа. Ведь после снятия вины с братьев за содеянное – «А сейчас не горюйте и не печальтесь, что продали меня сюда в рабство, ибо ради вашего великого спасения сам Всевышний послал меня сюда прежде вас – чтобы уцелели вы на земле и стали многочисленны» – Иосиф велит им взять отца и свои семьи и переселиться в Египет.
Но что любопытно – в Пятикнижии поимённо названы все 67 евреев, спустившихся тогда в Египет. Причём не просто названы, но и подробно описано, кто кому и кем приходится. Список этот довольно длинный, и сам собой возникает очевидный вопрос: а для чего понадобилось столь занудное перечисление? Разве недостаточно было просто написать: «всех душ, спустившихся с Яаковом в Египет и происходивших от него, было 66»?!
Один из ответов на этот вопрос дала в 1947 году сама жизнь. Тогда известный американский дипломат и ярый противник создания еврейского государства Аллен Даллес в беседе с основателем Государства Израиль и его будущим премьер-министром Давидом Бен-Гурионом заявил, что вообще не считает евреев одним народом – мол, это разные этнические общины, но просто исповедующие одну религию.
– Ну что, к примеру, может связывать евреев из России и Марокко, США и Ирана?! – с иронией вопросил Даллес.
– Скажите, господин Даллес, может ли любой американский школьник сказать, сколько прибыло эмигрантов на корабле «Мэйфлауер», направленном для начала английской колонизации Америки, и перечислить их поимённо? – спросил в ответ Бен-Гурион.
– Нет, это дело исключительно для профессиональных историков, – ответил Даллес.
– А ведь речь о событии всего лишь трехсотлетней давности! Но каждый учившийся в хедере еврейский ребенок – вне зависимости от того, в какой точке мира он родился – точно знает, сколько евреев прибыло в Египет, и может назвать их поименно. Хотя с того времени прошло больше трёх тысяч лет! Но более того: если вы откроете Пятикнижие и посмотрите на эти имена, то обнаружите, что и сегодня мы носим те же самые имена, что и они тогда!
В завершение хочу отметить, что некоторым кажется удивителен тот факт, что за четыре столетия пребывания евреев в Египте от 70 человек произошёл народ, который вместе с женщинами и детьми насчитывал около 2 млн человек. Так вот, накануне нового, 2025 года, Центральное статистическое бюро Израиля опубликовано данные о том, что население Израиля превысило 10 млн человек – хотя век назад в ишуве в подмандатной британцам Святой земле жила лишь горстка евреев. Я, конечно, ни на чем не настаиваю, но предполагаю, что в годы пребывания в Египте евреи выполняли заповедь «плодитесь и размножайтесь» не менее, а то и более ревностно, чем сегодня. И как говорили наши бабушки, дай Б-г, чтоб и дальше у нас с этим было не хуже!