Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.01.2025
Сыновей же благословляют словами: «Да уподобит тебя Всевышний Эфраиму и Менаше». И если с пожеланием девочкам всё более-менее ясно – кому, как не праматерям, их уподоблять, то вот благословение мальчиков просто не может не вызывать вопросы! Ведь по логике вещей мальчиков следует тогда благословлять именами трёх праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова. Ну или именами таких великих сыновей нашего народа, как пророк Моисей и царь Давид. Но благословлять их именами Эфраима и Менаше – двоих сыновей Иосифа, вроде бы не проявивших себя ничем выдающимся, следы которых теряются в истории – это уже почти нонсенс!
Да, у Эфраима и Менаше выдающиеся потомки, но такие же потомки были и у родоначальников других колен народа Израиля. Так за что сыновьям Иосифа выпала, собственно говоря, такая честь, раз их именами уже несколько тысячелетий благословляют половину еврейских детей?!
Ответ на этот вопрос содержится в библейской главе «Ваехи», которую евреи будут читать в синагогах в эту субботу. А начинается эта глава с того, как наш праотец Яаков, чувствуя приближение смерти, берёт со своего любимого сына Иосифа клятву: тот вывезет его тело из Египта и похоронит в семейной усыпальнице в Хевроне в Святой земле. После чего Яаков благословляет сыновей Иосифа. Вот как описывается в Пятикнижии этот момент, в котором Яаков называется исключительно своим новым именем – Израиль:
«И собрался Израиль с силами и сел в кровати. И узрел Израиль сыновей Иосифа и спросил:
– Кто это?
– Это мои сыновья, которых дал мне тут Творец, – ответил Иосиф отцу своему.
– Подведи их ко мне, и я благословлю их, – сказал тот.А глаза Израиля отяжелели от старости, и не мог он их разглядеть. И когда подвёл Иосиф сыновей, то расцеловал их Израиль и обнял. И сказал Иосифу:
– Не надеялся я увидеть тебя живым, а вот теперь Всевышний дал мне увидеть даже твоё потомство!»
С тех пор как у меня появились внуки, я читаю эти вроде бы очень простые слова с большим трепетом, осознавая наконец чувства, которые переживал наш праотец в последние дни своей жизни. Ведь Яаков с другими своими сыновьями и внуками поселился в земле Гошен – глухой египетской провинции. А Иосиф, будучи правой рукой фараона и фактическим правителем Египта, само собой, обитал в столице, где у него родились и уже подросли дети.
Очевидно, что Яаков видел внуков от любимого сына нечасто. А судя по тексту, непонятно, видел ли он вообще их до того прежде. Возможно, Иосиф впервые взял их с собой, узнав, что отец тяжело болен. А потому Яакова наверняка мучила мысль, а помнят ли эти его внуки, будучи погруженными в глубоко чужую и чуждую ему египетскую культуру, о том, что они евреи? Умеют ли они говорить на иврите? Найдет ли он с ними общий язык при встрече? Может ли он считать их своим духовным продолжением или они уже настолько отдалились, что не чувствуют никакой связи с еврейским дедом, его семьей и традицией, которая столь разительно отличается от египетской?!
Эти его переживания хорошо знакомы мне, да и, думаю, многим читателям. Одна из современных трагедий ашкеназского еврейства в том, что на протяжении последнего столетия у нас не было трёх поколений подряд, для которых родным был бы один и тот же язык. Я в этом смысле не исключение: для моих бабушек и дедушек родным языком был идиш, для меня и моих родителей им стал русский язык, а для моих детей и внуков – уже иврит.
И пусть мы с женой говорим и читаем на иврите, а трое из пяти наших внуков немного знают русский, но ведь двое его не знают вообще. Да и поселились дети довольно далеко от нас, так что общаемся мы с внуками нечасто. И вроде бы непреодолимого языкового барьера между нами нет, но я постоянно ощущаю, что для того близкого общения, каким должно быть между дедом и внуками, мне моего знания иврита не хватает. Выученный, да ещё и довольно поздно язык всё равно остается выученным, как бы ты его ни любил.
И потому до недавнего времени меня и жену тоже мучили вопросы, насколько внуки чувствуют связь с нами, можем ли мы их считать не только физическим, но и духовным нашим продолжением? И можете представить, какую радость я почувствовал, убедившись, что внуки, не знающие ни слова по-русски, всё равно живут близкими мне интересами, читают любимые мною книги и совпадают со мной в оценках различных жизненных ситуаций. А значит, они растут евреями, продолжая незримую цепочку многих поколений нашей семьи. Ведь наша поговорка гласит, что еврей – это тот, у кого внуки евреи!
Судя по всему, нечто подобное ощутил и Яаков, а потому благословил внуков следующими словами: «Всевышний, перед Которым ходили мои предки Авраам и Ицхак, Творец, пасший меня от рождения и доныне, да благословит этих юношей, чтобы моё имя и имена моих предков были наречены на них, дабы размножились они обильно на Земле». А потом Яаков и увековечил имена внуков: «Ими будут благословлять народ Израиля, говоря: “Пусть Творец сделает тебе так, как сделал Эфраиму и Менаше”».
Вот вам, собственно говоря, и разгадка того, почему на протяжении многих столетий мы благословляем детей именами сыновей Иосифа. Желая детям, чтобы Творец уподобил их Эфраиму и Менаше, мы желаем им не только счастливой жизни и большого потомства, но и того, чтобы они стали нашим подлинным продолжением, как сказано, «чтобы моё имя и имена моих предков были наречены на них», и сумели бы передать своё еврейство дальше детям и внукам, став одним из звеньев этой непрерывной цепочки. А это, как показывает наша давняя и недавняя история, порой очень и очень непросто.
Завершается этот библейский отрывок рассказом о смерти уже самого Иосифа. Он, как и его отец Яаков, берёт с остающихся в Египте братьев обещание похоронить его в Святой земле: «Я умираю, но Всевышний непременно вспомнит вас и выведет вас из этой страны в землю, о которой он клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову. И когда Он вспомнит о вас – вынесите мои кости отсюда!»
Так в отрывке замыкается мотив нашей вечной связи с Землей Израиля, о которой мы не забывали на протяжении всех тысячелетий, какие бы исторические катаклизмы нам ни доводилось пережить и в какие бы другие земли ни забрасывала нас судьба. Сегодня в самом сердце Земли Израиля между Иерусалимом и Хевроном среди миллионов других евреев живут трое моих детей со своими семьями. И это – лучшее доказательство того, что Всевышний, говоря словами Иосифа, о нас вспомнил.