Top.Mail.Ru

Не всё царю масленица

24.01.2025

Убитый израильский премьер Ицхак Рабин вспоминал, как пришёл в далёком 1974 году к тогдашнему министру финансов Пинхасу Сапиру, считавшемуся самым вероятным преемником ушедшей в отставку Голды Меир.

– Пинхас, мне нужно твердо знать, будешь ли ты баллотироваться на пост главы партии? – спросил его Рабин. – Если будешь – я отойду в сторону. Если нет, то выставлю свою кандидатуру, так как я не могу допустить, чтобы партию, а затем и правительство возглавил Шимон Перес.
– Если бы мне на выбор предложили прыгнуть с крыши десятиэтажного дома или стать премьер-министром этой страны, я бы все же выбрал первое, – ответил ему Сапир.

Одно из главных отличий евреев от многих народов мира заключается в том, что на протяжении всей истории у нас никогда не приживался культ личности. Любой, заметим, личности – даже самой выдающейся. Это хорошо видно и на примере 77-летней истории Израиля. Не было за эти годы в стране ни одного премьера, которого не подвергали бы травле и не обвиняли во всех смертных грехах.

В дни правления Давида Бен-Гуриона разъяренная толпа пыталась прорваться в Кнессет, чтобы выразить ему – основателю этого самого государства! – своё возмущение и сорвать ратификацию соглашения между Израилем и Германией. Спустя 20 лет на Голду Меир списали все провалы Войны Судного дня и заставили уйти в отставку, невзирая на овеянное легендами величие еврейской «железной леди».

Ещё через десятилетие разъярённая толпа демонстрантов скандировала под окнами Кнессета: «Бегин – убийца! Бегин – фашист!» А в 1994-м на демонстрациях в Иерусалиме кричали уже: «Рабин – предатель! Рабина – в отставку!» То же самое на тель-авивских улицах происходит и сегодня.

Премьерам всегда крепко доставалось от народа. А до них – раввинам и членам Синедриона. А ещё раньше – царям, судьям и даже пророкам. Как же неуютно во все времена ощущали себя еврейские вожди и раввины, которых то и дело изгоняли из городов и гетто. Рассказы об этом есть и в Талмуде, и в средневековых хрониках, и, само собой, в документах нового времени. «Раввин, которого никогда не пытались изгнать – не раввин», – говаривал по этому поводу выдающийся еврейский философ и мыслитель Исраэль Салантер, неизменно добавляя при этом, что «раввин, который дал себя изгнать – не мужчина!».

И если бы в древности умному человеку предложили на выбор прыгнуть с высокой крепостной стены или надеть себе на голову корону царя Израиля, то я совсем не уверен, что он выбрал бы второе. И начинается история этой борьбы с культом личности прямо с пророка Моисея на страницах библейской главы «Ваэра», которую евреи будут читать в синагогах как раз в эту субботу, почему я, собственно, об этом и вспомнил.

Представьте себе Моисея, которому ещё только предстоит в течение сорока лет не только водить евреев по пустыне, но и выслушивать их бесконечные претензии по поводу и без, оправдываться за провалы и все несчастья нации, успокаивать то и дело вспыхивающие бунты – и при этом умудряться ещё и выполнять возложенную на него миссию!

Но Моисей всего этого ещё не знает – он находится в начале своей, можно сказать, политической карьеры, от которой, впрочем, пытается честно всеми силами отказаться, ссылаясь на что угодно – хоть на заикание. И, видимо, как в воду смотрит, поскольку реакция евреев на всего его воззвания про близость часа избавления и неотвратимость Исхода из Египта оказалась вполне предсказуемой: «Не слушали они его из-за нетерпения и тяжкой работы», как сказано об этом в Пятикнижии. То есть дух евреев был настолько сломлен, что они не хотели даже слушать о том, будто в их жизни что-то может измениться к лучшему. Весь смысл их существования сводился к одному – лишь бы дальше не было хуже.

Осознав, что «низы не хотят», Моисей решил проверить, а «могут ли верхи» – и пошёл к фараону. Но тут надо понимать, что представлял собой Египет того времени. Это было самое мощное и передовое государство той эпохи. Мы и сегодня не в состоянии разгадать многие его тайны – ту же загадку технологии строительства пирамид, поразительного мастерства его ремесленников, знаний египтян в области математики, астрономии и медицины.

Великий Нил и созданная вокруг него развитая ирригационная система обеспечивали стране обильные урожаи и не менее обильные пастбища для скота, а огромное количество верблюдов, ослов и лошадей были основой транспортного сообщения между различными областями страны. И над всем этим парил сам фараон – уже даже не царь и не могучий властелин, а почти бог в человеческом обличье, которому повинуются не только люди, но и великий Нил, и все силы природы.

Неудивительно, что фараон с такой насмешкой встретил требование Моисея: «Отпусти народ мой!» Кто смеет что-то требовать от владыки Верхнего и Нижнего Египта? Разве может ему вообще что-то угрожать?

Как показало развитие событий – очень даже может. Великий Нил, эта основа жизни, главный источник воды, вроде бы продолжил течь – но пить из него было уже невозможно. Вдобавок в Ниле погибла вся рыба – один из главных источников живого белка для египтян. А после нашествия насекомых оказались уничтоженными все посевы и начался массовый падеж скота, включая не только стада коров и овец, составляющих основу египетской молочной промышленности, но и тех самых лошадей и ослов, то есть главную тягловую силу. Пришедшие вслед эпидемии доконали и скот, и значительную часть самих египтян. И в кратчайшие сроки крупнейшая сверхдержава того времени, богатейшая и несокрушимая, диктовавшая свою волю всей тогдашней Ойкумене, оказалась разорённой и поверженной.

Всё это до боли знакомо, так как многократно повторялось на протяжении человеческой истории. И продолжает повторяться в наши дни. Именно об этом невольно думаешь, смотря репортажи, как сверхдержава наших дней, достигшая, казалось бы, невиданных высот технического развития, на протяжении многих недель не в состоянии потушить пожар, вспыхнувший в одном из её городов. При всей технической мощи современной цивилизации она не в состоянии управлять даже рукотворными катастрофами, не говоря уже о стихийных бедствиях и событиях космического масштаба.

Вот уже три тысячелетия комментаторы Пятикнижия спорят о том, для чего нужны и кому были адресованы казни египетские? Думается, что не только фараону и египтянам, но и всем вообще, поскольку главная их цель – это явить миру, Кто на самом деле является подлинным Вершителем судеб народов.

И пусть опять, как не раз уже в истории, всё новые и новые михаилы александровичи берлиозы безапелляционно убеждают новых иванов бездомных, что «сам человек и управляет своей жизнью», а всё новые и новые фараоны мнят себя богами, но во всём происходящем и надвигающемся нельзя не узреть Его неумолимую поступь и Его несокрушимую длань. Даже если кому-то страшно себе в этом признаться.

{* *}