Top.Mail.Ru

Дело – крюк

28.03.2025

Начну, пожалуй, с совершенно некстати вспомнившегося анекдота, как один мужик после смерти удостоился встречи с самим Всевышним.

– Творец! – воскликнул он. – Можешь мне сказать, для чего я вообще жил на земле?
– Помнишь, ты как-то ехал в поезде, в купе зашла молодая женщина, и ты помог ей поставить тяжеленный чемодан на верхнюю полку?
– Ну, было дело. И что?!
– Ну вот для этого.

Почему я вспомнил этот анекдот, расскажу в конце, а пока напомню, что в эту субботу во всех синагогах будет читаться библейская глава «Пекудей», название которой точнее всего можно перевести на русский как «Итоги». И значительная часть главы состоит из подробного бухгалтерского отчета Моисея, как именно были потрачены пожертвованные народом на строительство Храма золото, серебро и другие ценности. Вплоть до мельчайших деталей одежд первосвященника! «А нагрудник на его одеждах сделали квадратным, в пядь длиной и в пядь шириной. И вставили четыре ряда камней. В первом ряду: рубин, топаз и изумруд. Во втором ряду: бирюза, сапфир и алмаз. В третьем – опал, агат и аметист. А в четвёртом – хризолит, оникс и яшма», – вот с какими подробностями описывается это в Пятикнижии.

Зачем приводить в Священном тексте детализированный бухгалтерский отчёт – издревле задавались этим вопросом комментаторы Пятикнижия. И толковали этот фрагмент в русле требований иудаизма к прозрачности всех производимых на общественные или народные деньги расходов. И Моисей таким подробнейшим отчётам «задал планку» и подал пример всем президентам и лидерам наций на все времена. Без такой скрупулезной честности невозможно построение справедливого общества, а также доверие между народом и его лидерами. А значит, и существование стабильной, прочной системы власти, без которой любое общество может погрузиться в состояние хаоса и непрерывной гражданской войны.

Но с учётом названия главы – «Итоги» – в этом «бухгалтерском» перечислении можно углядеть и иной смысл. Ведь эта глава Пятикнижия традиционно читается в субботу, предшествующую еврейскому месяцу нисан, в который празднуется Песах. А значит, незаметно пролетела первая половина года – и мы находимся сейчас на его переломе. И самое время подвести предварительные итоги: вспомнить, что мы хотели сделать, а что в реальности успели. И подумать, что нам следует исправить в своей жизни и в самих себе за вторую половину года. Ведь она пролетит так же быстро, как и первая, и затем грянет Судный день, когда нам снова придётся предстать перед Небесным судом с подробным, включающим каждую мелочь «бухгалтерским отчетом».

И тут не лишним будет вспомнить, что согласно устным преданиям, во время составления итогового отчёта у Моисея случилась знакомая многим бухгалтерам неприятность: дебет не сошелся с кредитом. Не то чтобы сильно, но не сошёлся. Обнаружилась недостача в 1775 шекелей серебра. Я специально уселся за калькулятор и стал считать. Всего серебра было 100 кикаров и 1775 шекелей. Один кикар – это 3000 шекелей. То есть суммарно евреи собрали 301 775 шекелей. Таким образом, недостача серебра составила 0,59%. Казалось бы, это на уровне статистической погрешности. Но для Моисея это стало колоссальной проблемой, не дававшей ему покоя: одна мысль, что его могут обвинить в присвоении 0,59% народных средств, сводила его с ума. Вполне примечательно на фоне нынешних властителей, крадущих без зазрения совести миллиарды. Успокоился Моисей, лишь когда Свыше ему напомнили: «А из 1775 шекелей серебра сделали крючки для столбов, а также покрыли их вершины и сделали ободья для них».

Теперь понятно, почему Моисей позабыл об этом: как тут упомнишь о каких-то крючках, когда тебе нужно возвести в пустыне Переносной Храм со Святилищем внутри, в котором сотни различных и чрезвычайно важных элементов, как, к примеру, Святая Святых или Ковчег Завета. Но в том-то и дело, что без этих крючков было никак нельзя! С их помощью скреплялись между собой полотнища Переносного Храма, и без них его возведение стало бы попросту невозможным. Таким образом Моисею напомнили Свыше, что в конструкции Храма, да и всего мироздания, не может быть ни одной второстепенной детали. Каждая из них важна.

И тут надо вернуться к рассказанному в начале анекдоту, который многие почему-то воспринимают как притчу о бессмысленности жизни – всего-то поднял один раз чемодан. Но давайте представим себе, что вошедшая в купе женщина была беременна. И возьмись она сама поднимать чемодан, у неё вполне мог случиться выкидыш. А у Небес на этого ребёнка могли быть совершенно другие планы. Он, к примеру, мог вырасти и сыграть выдающуюся роль в медицине, изобретя спасшую миллиарды людей вакцину. И тогда жизненная миссия героя анекдота выглядит уже совершенно иначе: не допустить гибели одного из гениев рода человеческого. И поднимая этот чемодан, мужик фактически спасал весь мир. Это и было самое главное мгновение в его жизни, когда он должен был сделать выбор – помочь соседке по купе или равнодушно смотреть, как она сама мучается с чемоданом.

Подавляющее большинство из нас, как и этот мужик из анекдота, сознают – особенно с возрастом, – что живут, в сущности, совершенно заурядной жизнью, ничего выдающегося в ней до сих пор не совершив. И вряд ли уже совершат в будущем. Но когда они задаются вопросом, для чего они прожили эту жизнь, я советую вспомнить об этих крючках. Тех самых, которые никто не замечает, но без которых не будет Храма.

Даже если наша жизнь кажется порой напрасной и бессмысленной как окружающим, так и нам самим, смысл в ней, безусловно, всегда есть – пусть и не очевидный для нашего ограниченного разума. Ни одно, даже самое мелкое на первый взгляд из сделанных нами добрых – или не очень – дел не проходит бесследно. А значит, сами того не подозревая, нашими действиями мы постоянно вносим свою лепту в строительство – или же разрушение – великого Храма мироздания. Без нас, «маленьких людей», дебет никогда не сойдется с кредитом. Не надо об этом забывать.

{* *}