Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.12.2025
И тут надо отметить, что эти танцы вокруг снов начинаются ещё в финале предыдущей главы, когда безвинно попавший в египетскую тюрьму Иосиф разгадывает сны оказавшимся там за провинности главному пекарю и главному виночерпию фараона. И увидев, что виночерпия освобождают, Иосиф просит его «сделать ему милость» – замолвить за него словечко перед фараоном, чтобы тот дал ему амнистию! Но виночерпий, разумеется, и не подумал выполнить эту просьбу.
Сама же глава «Микец» начинается со слов: «И прошло два года, и приснилось фараону, как стоит он на берегу Нила. И видит, как выходят из реки семь тучных коров. А вслед за ними – семь тощих коров, вставших рядом с тучными. И пожрали тощие коровы тучных. И проснулся фараон». В описании этого кошмарного сна – а что это, как не ночной кошмар? – большинство комментаторов фокусируются сразу на трактовке сна, но меня заинтересовали именно первые слова: «И прошло два года».
Два года с какой даты? С того разговора Иосифа с виночерпием в тюрьме! Получается, Иосиф отсидел в тюрьме эти два года. И на резонный вопрос, а за что ему была ниспослана такая кара с Небес, комментаторы приходят к выводу, что именно из-за той просьбы, с которой он обратился к выходящему на свободу виночерпию – замолвить за него словечко. Мол, вместо того чтобы уповать на помощь Всесильного, приведшего его ради Своего высшего промысла в Египет, он понадеялся на помощь какого-то виночерпия – и был за это наказан! Хотя лично я, признаюсь, не понимаю, что плохого, полагаясь на Всесильного, обратиться за помощью к человеку, надеясь, что тот станет инструментом исполнения Высшей воли?!
Но думается мне, что вряд ли доброе слово от виночерпия даже в теории могло тогда помочь. С какой стати фараону давать Иосифу амнистию? Мало ли в мире невинных сидит в тюрьмах! Нет, для освобождения Иосифа нужен был какой-то очень серьезный повод. Таким поводом и стали приснившиеся владыке Египта загадочные сны, которые не сумел разгадать никто из его придворных. И только тогда виночерпий вспомнил, что с ним в тюрьме «был молодой раб-еврей, который разгадал нам наши сны».
Но обратите внимание, как начальник виночерпиев аттестует Иосифа перед фараоном: «молодой раб-еврей». Дескать, он молод – читай, неопытен, – хотя к тому времени Иосифу уже за тридцать! Вдобавок, он не просто раб, но и ещё и еврей, а значит – чужак! Более низкого положения в тогдашнем Египте и представить себе нельзя. И после разговора с фараоном Иосифа с громадной долей вероятности должны были отправить обратно в тюремную яму. Но данная Иосифом моментальная разгадка снов – что впереди Египет за семью годами благоденствия ждут семь засушливых лет – произвела столь сильное впечатление на фараона, что у него, согласно мидрашам, невольно вырвался из уст вопрос: «Что же делать?»
И это дало возможность Иосифу изложить стратегический план действий, как пережить грядущие семь лет голода. План этот израильские учителя в школе любят разбирать при изучении дробей, доказывая, что Иосиф был не только мастером разгадывать сны, но и блестящим математиком, способным в уме мгновенно выстраивать эффективно действующие экономические модели.
А заодно Иосиф даёт фараону совет: найти хорошего руководителя, который возьмёт на себя ответственность за реализацию этого важнейшего для выживания страны проекта: «Пусть фараон высмотрит разумного и мудрого человека и поставит его над землёй Египетской». И вот после этого фараон и восклицает: «Найдем ли мы другого такого человека, в котором есть дух божий?» Так через час после выхода из тюремных стен Иосиф стал вторым человеком в самой крупной и могущественной державе того времени.
Потом эта история будет повторяться снова и снова в разные эпохи и в самых разных странах, где евреи проходили через немыслимые гонения и унижения, но затем приходил момент, когда срочно требовался «разумный и мудрый человек», способный решить сложнейшую задачу – и очередной еврей, обладающий необходимыми для этого мозгами, стремительной ракетой взлетал из самых низов на самую вершину власти. Не потому, что местный правитель так любил евреев – а оттого, что вопреки известной поговорке, эти евреи и в самом деле были незаменимыми.
Но тут возникает закономерный вопрос: почему же египетские жрецы и придворные оказались бессильны разгадать сны фараона, а Иосиф это с такой легкостью сделал? Сам Иосиф на страницах этой библейской главы объяснял это просто: «Не я, а Всевышний ответил во благо фараону». То есть разъяснение снов фараона пришло к нему Свыше.
Однако среди толкователей Пятикнижия немало комментаторов искало рациональное объяснение такой прозорливости Иосифа. И виделась она им в колоссальной разнице в мировоззрении и восприятии мира между Иосифом и египетскими жрецами. Иосиф знал, что абсолютно всё в нашем мире – и плохое, и хорошее – исходит не от каких-то там добрых или злых богов, как считали египтяне, а из одного Единого Источника. И потому Иосиф смог связать в единую цельную картину мира те детали, которые египтяне воспринимали фрагментарно. И фараон был так впечатлён этой способностью Иосифа, этой его особенностью, что решил возвысить его – человека, в котором есть это особое понимание, особый дух, «дух божий».
Но один из самых любопытных ответов на этот вопрос я нашел в комментариях на Пятикнижие поэта Йорама Тохарлева (https://jewish.ru/ru/news/articles/198429/). «В Египте засушливые годы по определению невозможны, поскольку, в отличие от Земли Израиля, его процветание зависит не от дождей, а от Нила, который никогда не пересыхает, – писал Тохарлев. – Поэтому на протяжении тысячелетий Египет и был главной житницей древнего Средиземноморья: когда повсюду были засуха и голод, там было вдоволь зерна. Таким образом, египтяне просто не знали, что такое засуха. И немудрено, что такая мысль даже не пришла египетским жрецам в голову. Но Иосиф, пришедший в Египет из Земли Израиля, хорошо знал, что такое засуха и каковы её последствия! А потому ему было несложно разгадать сон фараона».
И тут, как считает Тохарлев, гораздо любопытнее другой вопрос: а зачем Всевышнему потребовалось посылать засуху на никогда не знавший её Египет?! И сам же отвечает: исключительно для того, чтобы сделать возможным возвышение Иосифа, последующее пришествие его братьев в Египет, порабощение там евреев и грядущий их Великий Исход из Египта – именно так и действует божественное провидение.
Мне не остается ничего другого, как согласиться с замечательным поэтом, композитором, сценаристом и, как видим, немножко философом Тохарлевом. Да, именно так и действует божественное провидение!