Top.Mail.Ru

Капитан сорви молва

06.02.2026

Почему не бывает «маленьких» евреев и каждый их них – капитан, объясняет наш исторический корреспондент.

«Здесь нет ребят. Здесь все капитаны!» – эта фраза запала мне в душу ещё в 7-м классе, когда я зачитывался романом-памфлетом Бориса Лавренева «Крушение республики Итль». В одной из сцен герой рассказывает товарищу, как во времена императора Варсонофия Первого родилась традиция, что в армии Итля нет рядовых.

«В день его приезда корпус был выстроен на плацу для встречи императора. Варсонофий Первый подъехал к фронту и, восхищенный бравым видом доблестных воинов, громко произнес положенное по уставу приветствие: “Здорово, ребята!” Но в ответ не последовало: “Здравия желаем, ваше величество”, – на плацу царило гробовое молчание. Удивленный император повторил приветствие, но оно снова было встречено молчанием. Варсонофий Первый отличался грозным характером и чрезвычайной вспыльчивостью. Он крикнул приветствие в третий раз таким голосом, что в самых дальних углах плаца лошади встали на дыбы от его крика. Опять молчание.

Взбешенный император потребовал командира корпуса и грозно спросил: “Что значит это неслыханное поведение войск?” Командир корпуса, поседевший в военных грозах, склонился перед императором и ответил: “Ваше величество, они молчат потому, что здесь нет ребят – здесь все капитаны”. И это была истинная правда. Все воины корпуса были потомками благородных фамилий и носили звание капитанов. И это звание является издавна наследственным и узаконенным в республике для всех граждан, вступающих в ряды войск».

А вспомнил я об этом фрагменте из книги детства, потому что в ближайшую субботу во всех синагогах будут читать отрывок «Итро» из Пятикнижия Моисеева, в центре которого рассказ о Синайском откровении и получении евреями Десяти заповедей. Вы спросите, какое отношение этот фрагмент из романа имеет к величайшему событию в истории человечества? Да самое прямое!

Перед дарованием Десяти заповедей Всевышний наставляет Моисея и передаёт евреям: «Поднял вас Я на орлиных крыльях и принес к Себе. И если послушаете Меня и будете хранить союз со Мной, то станете вы Моим достоянием среди всех народов. Будете вы у Меня царством священников и народом святым». В этих словах и заключается суть того, что обычно называется богоизбранностью и зачастую, увы, совершенно неверно понимается. Но это также означает, что внутри самого еврейского народа нет и не может быть никакой духовной иерархии: среди евреев нет «ребят», они все – «капитаны». И любой из них может вести службу в синагоге, произносить проповедь и выражать своё мнение по тому или иному религиозному вопросу.

Этот отказ иудаизма от выделения священнослужителей в некое особое сословие бросился в глаза многим участникам организованного в 2000 году Всемирного форума религиозных лидеров при ООН. Среди его участников легко было опознать кардиналов в их пурпурных сутанах, православных иерархов в рясах, мусульманских имамов в джеллабах и буддийских лам в кашаях. Но вот члены делегации раввинов, среди которых были такие выдающиеся религиозные мыслители современности, как гаон Адин Штейнзальц и лорд Джонатан Сакс, да будет благословенна память о них, были одеты в самые обычные костюмы. И выйдя на улицу, они могли мгновенно затеряться в толпе, а зайдя на молитву в ближайшую синагогу, ничем бы внешне не отличались от других прихожан.

Эта идущая ещё с Синая демократичность иудаизма, отсутствие у нас одного высшего духовного авторитета, подобного римскому папе, патриарху или далай-ламе, имеет, на мой взгляд, не только «плюсы», но и «минусы». Но «плюсов», безусловно, больше.

Вообще же, если говорить о сути самой Синайской мистерии, то это прежде всего акт любви. Взаимной любви Всевышнего и еврейского народа. Любви безоглядной и без всяких условий. Любви, когда ты готов сделать всё для своего любимого, что бы он ни просил. Именно поэтому евреи, даже не выяснив, в чём конкретно заключаются заповеди, «в один голос» отвечают: «Все, что говорит Всесильный, сделаем».

А описание этого Завета между евреями и Всевышним больше всего напоминает брачный союз. И Синайское откровение в этом контексте – не что иное, как свадьба Творца с еврейским народом, во время которой жених и невеста обмениваются взаимными клятвами верности и одновременно договариваются о тех правилах, на которых они будут строить отношения. А весь антураж – громы и молнии, звук шофара и поднимающийся над горой дым – не что иное, как декорации этой церемонии венчания.

Но не секрет, что с годами в любой семье между супругами случается всякое. Начальный жар любви остывает, да и сама любовь становится более сдержанной и рациональной, хотя и не перестает от этого быть любовью. Увы, не секрет и то, что на протяжении всей последующей истории евреи далеко не всегда хранили верность Всевышнему и заключённому с ним Завету, и именно с этим наши мудрецы всегда связывали те беды, которые на протяжении тысячелетий обрушивались на нас. Но при этом мы никогда не забывали, кто мы такие и что среди нас нет «ребят». Мы все – «капитаны», а значит, на каждом из нас лежит огромная ответственность за всё происходящее в этом мире. Давайте не забывать об этом и дальше.

{* *}