Об этом человеке известно, прежде всего, то, что его не просто ЖДАЛИ, а ДОЖДАЛИСЬ. И что сей факт не привел ни к каким далеко идущим последствиям. Зато он дал пищу для тысячелетнего размышления всем потомкам тех, кто ДОЖИДАЛСЯ И ДОЖДАЛСЯ. И еще — что его история до сих пор служит самым известным примером, опровергающим две расхожие исторические "истины" из школьных учебников. Первая истина, которая просто "трещит по швам" в истории о Бар Кохбе, гласит, что В СОБЫТИЯХ ПРОШЛОГО НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ, то есть — нельзя говорить о том, что уже случилось "если бы повернулось так..." — и предлагать альтернативные варианты развития уже произошедших событий. МОЖНО! Так, во всяком случае, отвечает еврейская мысль. В каждом событии, пусть ему и две, и три тысячи лет — живет возможность повернуть ход вещей по-иному, и она зависит от того, кто в данную историческую секунду, мгновение, миг держит в руках нить этих событий, прежде чем передаст ее следующему держателю и вершителю. Вторая расхожая истина гласит, что ВЕЛИКИЕ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ЗАБЛУЖДАТЬСЯ. Что у них будто бы нет права на ошибку, а особенно у такого безусловного авторитета еврейских знаний и веры, как, например, Рабби Акива. Что они не имеют права быть ослеплены, не могут оказаться "под впечатлением", не имеют права на спорные суждения... А иначе — какие ж они великие? ИМЕЮТ — И ЕЩЕ КАК! Так — опять же отвечает еврейская мысль. И ее аргументы стоит послушать, причем внимательно и спокойно, ничему не удивляясь. Хотя удивительного здесь больше, чем достаточно. Причем, с самого начала. Ведь мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВОЗМОЖНОГО МОШИАХА СВОЕГО ВРЕМЕНИ … ЭТО ШИМОН БАР КОХБАКогда Рабба Акива увидел Бен Козива, он воскликнул: "Восходит звезда от Яакова" [Числа 24:17] — Козива [но не козева ("ложная надежда") т.е. кокхба ("звезда")] восходит от Яакова. Он царь Мошиах." Рабби Йоханан бен Торта ответил: "Акива, трава прорастет из щек твоих, а сын Давида, Мошиах не придет еще" (Эйха Рабба, 2:2-4).Шестьдесят лет спустя после разрушения Второго Храма римский император Адриан
решил раз и навсегда уладить вопрос с евреями. Он запретил обрезание, приравняв древний еврейский обряд к кастрации. Разумеется, еврейская традиция не могла продолжаться без соблюдения завета Авраама. Потом Адриан, которого в исторических трактатах изображают как императора-философа, построил на месте Иерусалима языческий город под названием Алия Капитолина. Напротив Святого Храма он возвел новый храм, посвященный римскому богу Юпитеру. Ни одно из этих нововведений не было согласовано с местным еврейским населением, а сам Адриан находился то в Египте, то в Сирии. Но евреи поклялись, что однажды они отомстят.
Но хуже всего было то, что Тинний Руфус, римский правитель в Иудее, нещадно преследовал население и обременял разодранную войной Иудею непосильными налогами. Он действовал с жестокостью настоящего захватчика. Таким образом, не удивительно, что, понимая все жестокости, творимые в отношении его народа, Рабби Акива, величайший из евреев своего поколения, "Венец Торы", вечный оптимист, искал человека, который мог бы стать Мошиахом в его поколении. Все евреи ждали и молились о пришествии Избавителя. Акива разделял чаяния своего народа, вера его была очень сильна. Но — кроме того — он был решительным человеком.
С самого начала у Рабби Акивы не было никакого сомнения в том, что Царем Мошиахом был Бар Козива. Этот сильный, властный человек говорил, что он — спаситель, пришедший к евреям подобно звезде, павшей с неба, чтобы избавить их от их страшных страданий. Акива увидел, что дух этого человека был подобен пламени, а слова, сказанные им, были словно искры, падающие на сухие ветви. Рабби Акива пришел в изумление, и сердце его наполнилось радостью. Именно тогда он сказал слова из Писания: "Восходит звезда [кокхба] от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Числа 24:17).
Рабби Акива дал этому человеку новое имя: Бар Кохба, чтобы было исполнено то, что говорится в Святом Писании о приходе Мошиаха. Затем он обратился к двадцати четырем тысячам своих учеников, которые были готовы следовать за великим мудрецом в огонь и в воду, и заявил: "Это Царь Мошиах!" А Бар Кохба кинул клич, и со всех концов страны стали собираться добровольцы. На свою сторону он привлек большую часть евреев.
Кем был этот Царь Мошиах, этот Сын Звезды? Он был молодым и сильным человеком. Личность его была в высшей степени притягательна … Он очень располагал к себе, обладал необычайной физической силой и был удивительно талантливым военным стратегом. Во время битвы он "подбрасывал ногами камни так, что они летели в сторону врагов, убивая при этом нескольких человек" (
Плач Рабба 2:56). О нем также говорили как о скором на расправу вожде: правил он деспотично и нередко угрожал высоким военным начальникам своей армии наказанием, а иногда и самой страшной карой. "Бар Кохба брал в свое войско человека, если тот мог отрезать себе палец или вырвать кедр с корнем" (
Плач Рабба 2:2).
Не многие мудрецы осмелились бы противиться пожеланиям рабби Акивы, но они видели, как отборная армия Бар Кохбы увеличивалась при помощи грубых и жестоких методов. Поистине, евреи находились теперь в жестокой власти одного военачальника. Но какой ценой? Агада говорит, что когда он вступил в битву, он, скорее полагался на собственную силу, чем на помощь небес. И все же, Рабби Акива был верен своей звезде. Он действительно верил, что восстание Бар Кохбы против римлян было не чем иным, как первым сигналом к решительному всенародному восстанию, которое создаст новый мир. Мир, в котором евреи смогли бы жить свободно и служить Б-гу, и в котором им бы никто не стал мешать.
Восстание Бар Кохбы продолжалось три года. Даже в следующих поколениях, несмотря на разочарование, наступившее после его поражения, его образ постоянно присутствовал и связывался в сознании евреев с мыслями о Мошиахе. Об этом говорит и Рабби Моше бен Маймон (Маймонид). В законах, посвящённых царю Мошиаху, он приводит историю Рабби Акивы и Бар Кохбы в качестве доказательства того, что Мошиаху не нужно творить чудеса и изумлять ими мир.
"Да не подумаешь ты, что Мошиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо рабби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Мошиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Мошиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Мошиахом]."
Несмотря на то, что Бар Кохба не спас евреев, Мидраш (Асара hаругей Малхут) категорически утверждает, что Рабби Акива не ошибся. Как же так? Человек является тем, кого в нем хотят видеть, или да, или нет? Как здесь может быть что-то другое? Бар Кохба вполне мог бы стать Мошиахом в свое время, и если бы его современники заслужили бы этого, он бы спас их. Только "из-за грехов" современников он был убит. Маймонид также хотел объяснить ошибку рабби Акивы и его современников, приводя старинную истину о том, что с приходом Мошиаха мир не меняется. Закончится лишь притеснение евреев другими народами, и все смогут спокойно изучать Тору.
Бар Кохба перенес множество унижений от римлян, и когда они хотели убить его, он взял ядовитую змею и заставил ее несколько раз прокусить себе руку. Один жадный самаритянин подошел к телу Бар Кокхба и отрезал голову. Римляне, которые хотели взять Бар Кохбу живым, увидели это, и победа не принесла им никакой радости.
Прошло какое-то время, и мало что напоминало о Еврейском Восстании. Разве что серебряные монеты, выпущенные Бар Кокхбой. Они оставались непригодными к оплате, и их вешали на шею маленьким еврейским девочкам в качестве амулетов. А историки до сих пор "кидают монетку", споря, был ли Бар Кохба сыном "звезды" или сыном "лжеца"
НО ВЕДЬ ОН СДЕЛАЛ ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ. И ДОВОЛЬНО ТОГО, ЧТО В НЕГО ПОВЕРИЛ САМ РАББИ АКИВА — А КАК БАР КОХБА ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ СВОИМ ШАНСОМ. ДРУГОЙ ВОПРОС, ЧТО ЭТОТ ШАНС У НЕГО БЫЛ — И ШАНС УНИКАЛЬНЫЙ — В ЭТОМ НЕТ СОМНЕНИЯ И ПО ПРОШЕСТВИИ СТОЛЬКИХ ВЕКОВ... Нет, светильник Бар Кохбы не погас, и не погаснет никогда. Просто нужно, чтобы света было больше. Еще один летний день или зимняя ночь. Еще одна исполненная заповедь Творца — мицва. Еще одна звезда. И Мошиах придет!