Top.Mail.Ru

Любовь к мудрости

14.04.2001

Ну, кто — скажите — не любит умных людей и мудрых выводов, разговоров, советов, даже (если они не на сто страниц!) — концепций и силлогизмов? Ведь нам же известно, что если о чем-то (или о ком-то) сказано: "мудрое" — то это всегда значит "хорошее", правильное, выверенное, полезное в трудную минуту и примиряющее со сложностями жизни.... Ну, кто — скажите — не любит за чашкой чая или кофе, если есть время и настроение, порассуждать о природе вещей, например.... Или о том, как хитро устроен мировой порядок.... Но любить и рассуждать одно, а делать изучение сотен точек зрения на эти предметы своей профессией и получать за нее профессорские оклады — согласитесь, немного иное.

Евреям для счастья и полнокровного настоящего бытия всегда было нужно — и теперь нужно, безусловно, многое. Община, порядок в голове и на улице, уют, кошерный дом, образование, знатоки закона и традиции, всего не перечислишь — одного им (к удивлению окружающих народов) не нужно, по крайней мере — в привычном понимании хода вещей и хода человеческих рассуждений о вещах.

Евреям не нужна философия, если она ищет ответов на вечные (и беспредметные, на самом деле!) вопросы из разряда "кто мы, откуда, куда мы идем...". Не нужна, вернее бесполезна — поскольку тому, КТО МЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕМ, КАК ЖИТЬ, ЧТО ЛЮБИТЬ И ЧЕГО НЕ ПРИНИМАТЬ, еврейских мальчиков и так традиционно учат в Хейдере, лет с пяти, даже раньше. А к тому возрасту, когда обычно в школьных программах разных стран появляется предмет вроде "введения в философию" или "основ философии" еврейский юноша, получивший нормальное еврейское воспитание, уже знает точно и подробно все то, о чем там только будут спрашивать, чтобы начать учиться "философии"...

Народу у которого есть Тора, Платоны и Аристотели вместо нее не нужны. Хотя мыслители не меньшего масштаба с давних пор среди евреев известны и тому доказательство древняя и богатейшая талмудическая традиция еврейской мысли.

Еврейская философия берет начало в Торе — Торой же и замыкается круг всех воззрений и дискуссий, которые могут уместиться в рамки этого предмета, этой системы мыслительных "дорожных знаков". Философии в общепринятом смысле слова у евреев, собственно говоря, нет.

По-гречески "ФИЛОСОФИЯ" значит "любовь к мудрости". Мудрость как сочетание высшего знания и доброты — как отдельная категория в сознании еврейского народа появилась настолько давно, что даже не проследить. Уже не говоря о том, что это одно из б-жественных качеств, помогающих нам познать Вс-вышнего через Его слово в Торе и Его дела в этом мире.

Как важная духовная ценность у евреев мудрость тоже всегда была в чести. Так что еврейская любовь к мудрости — а мудрость на иврите ХОХМА, мудрец же ХАХАМ — это просто особое направление мозгов и чувств, не всегда совпадающее с тем, что философией называют греки, англичане, немцы и профессора престижных американских университетов, преподающие все эти нееврейские науки как факты биографии и развития разных течений мысли.

Договорившись о терминах, мы все же попробуем описать еврейские взгляды, воззрения, представления, еврейскую точку зрения на мир — в тех координатах, какие классическая философская наука выработала к исходу ХХ века. Выработала, заметим, практически без нас, но, отталкиваясь — в частности — и от того, что евреи дали всем народам мира, от тех вечных и неустаревающих идей, какие еврейство принесло с собой на историческую сцену. Достаточно упомянуть лишь о том, что никто до евреев не произносил вслух идею о Едином и Всемогущем Творце Вселенной, как о центре, к которому сходятся все нити мироздания — но это только одна из еврейских идей, которые потом кочуют из одной "философской школы" или "системы" в другую, иногда в измененном до полной неузнаваемости виде...
{* *}