Святость, взятая с боем

04.01.2002

Давайте обратимся к первоисточнику. Ведь когда мы говорим о политике, экономике и прочих информационных поводах из выпусков новостей, мы никогда не пропустим, событий в Израиле — и при этом неважно, какие у нас в кармане паспорта. В самом деле, нет на свете ни одного народа, который на основе полного и удивительного согласия между самыми непохожими и непримиримыми (в чем-то другом) людьми считал бы РОДИНОЙ территорию, где не жили не только прадеды, но и, по крайней мере, поколений двадцать наших с вами предков. Почему не сказать, что наша историческая родина теперь, допустим Бруклин? Или какой-нибудь Бостон, штат Массачусетс, Новая Англия? Но нет — и там, в Иллинойсах и Массачусетсах, в Москве, Хабаровске и Жмеринке с Одессой, Франкфурте и Гонконге мы все же СВЕРЯЕМ ЧАСЫ ИМЕННО ПО ИЕРУСАЛИМСКОМУ ВРЕМЕНИ. А ОТВЕТ находится в тех первоисточниках, в которые мы и собираемся заглянуть: в Танахе, hалахе и Мидраше. Ответ — в законах еврейской жизни, в той непрерывной традиции, которая не рвалась три с лишним тысячи лет.

СВЯТОСТЬ этой земли для нас евреев это не неравнодушное отношение к каждому безобразию или злоупотреблению, которое там происходит, и к каждому счастливому событию, не только этим измеряется наша с вами привязанность к Земле Израиля. Тора — это закон Вс-вышнего, данный один раз и навсегда. Нас, как это было и прежде, касаются законы о том, что надо отделять одну десятую часть урожая, выросшего на Святой земле, что каждые семь лет мы не имеем права засевать поля и собирать урожай, что удел на Святой земле не может быть предметом торга. Так давайте разберемся в этой истине, конкретно — в той ее части, которая касается территориального вопроса.


Для начала одна цитата: "Ваши предки унаследовали землю семи народов, но однажды вы унаследуете землю десяти народов". Это Иерусалимский Талмуд, трактат Шевиит 5:1 и — в другом месте — Кидушин 1:8

Тора учит нас, что Земля Израиля вечна и священна, как ни одна страна в мире, и это ее свойство на иврите называется "кедушат Эрец Исраэль": святость Земли Израиля, причем слово "святость" надо понимать как обязывающее нас хранить ее, а не просто "природное свойство", которым наделена Земля Израиля. Святость нуждается в поддержании и защите. "Кедушат Эрец Исраэль" распространяется на всю площадь Земли Израиля в ее исторических границах, а не в границах Израиля теперешнего или в рамках предписанных ООН для "создания еврейского государства", — и ясно почему. Нас интересуют прежде всего границы по Торе.

Шестидневная война привела к расширению границ Израиля. Вновь присоединенные территории включают в себя не только Иудею и Самарию, но и другие территории, статус которых до сих пор точно не определен. В связи с этим возник ряд вопросов, касающихся Еврейского Закона, а именно, считать ли освобожденные территории частью "кедушат Эрец Исраэль", то есть, являются ли они столь же неприкосновенными, как Земля Израиля? От положительного или утвердительного ответа на этот вопрос зависят ответы на следующие практические, частные вопросы. Мы приводим их, поскольку именно они сейчас находятся на острие проблемы территорий с точки зрения Еврейского Закона:



  1. Согласно мнению одного из виднейших еврейских законоучителей рабби Моше бен Нахмана (сокращенно его называют также Рамбан) и другим исследователям, даже после разрушения Храма проживание в Земле Израиля является выполнением заповеди Торы. Но выполняет ли человек заповедь, если живет на вновь присоединенных территориях?

  2. А вот мнение Талмуда. Гемара, Кетубот 110б, учит, что если жена или муж хочет уехать в Эрец Исраель, то другой супруг должен согласиться. Если этого не происходит, это может стать причиной развода. Может ли человек сочетаться браком с человеком, который хочет жить на присоединенных к Израилю территориях?

  3. Продажа не еврею недвижимости в пределах Эрец Исраэль является собой нарушением законов Торы. Ни землю, ни то, что на ней построено, продавать неевреям нельзя. Может ли недвижимость, находящаяся на этих территориях, продаваться нееврею?

  4. Само собой разумеется, что правила обращения с самой Землей Израиля определены Торой. Это отделение десятины (трумот, маасорот и т. п.), шмита — то есть отказ от засевания полей, сбора урожая и прощение долгов каждые семь лет — и так далее... Можно ли применять к этим территориям "законы о Земле", то есть трумот, маасрот, и следует ли на этих территориях соблюдать субботний год?

  5. Жителям Эрец Исраэль запрещено покидать территорию Израиля, кроме как ради определенных четко сформулированных специальных целей, а именно, для того, чтобы изучать Тору или чтобы жениться, и даже в этом случае человек может сделать это лишь на время. Может ли человек, живущий в Израиле, покидать территорию Эрец Исраэль, чтобы потом вернуться на освобожденные территории?



А теперь давайте попробуем ответить на эти — и попутно с ними возникающие — вопросы. Нам, как всегда, помогут наши авторитетные раввины, знатоки права и святых книг.

В последнее время было опубликовано несколько статей по вопросу, считать ли освобожденные территории неотъемлемой частью Израиля. Первая статья, написанная раввином Иhудой Гершуни, появилась в издании "Ор hа-Мизрах" за 1973 год, специальном издании, посвященном двадцать пятой годовщине создания государства Израиль. Другая версия этой статьи была опубликована в 1973 году в издании "Тора ше-бе-аль Пе", которая также содержит публикацию раввина Шимона Рафаэля. По этому вопросу писал и раввин Аарон Соловейчик в очень острой статье, которая впервые появилась в 1974 году в том же издании "Тора ше-бе-аль Пе". Эта тема обсуждалась ранее раввином Элиэзером Вальденбергом в трактате, опубликованном в "Керем Цион hа-Шалем", Оцар hа-Терумот (Иерусалим, 5728), издаваемым р. Ицхаком Розенталем. Расширенная версия этого материала включена в книгу "Циц Элиэзер", X, №12 раввина Вальденберга.

Многогранность материала и информации по вопросу статуса освобожденных территорий показывает важность этой проблемы, а также то, как много побочных вопросов в нее вовлечено. На такой вызов жизни очень непросто ответить. Чтобы рассмотреть этот вопрос с точки зрения Еврейского Закона, необходимо определить и проанализировать несколько сложных факторов в свете высказываний еврейских мудрецов прошлого, которые придерживались четких позиций по вопросу кедушат Эрец Исраэль. Этот вопрос вызвал огромный интерес у евреев во всем мире, точно так же, как и Земля Израиля.