Вопрос: Как относится иудаизм к полетам в космос, ведь возникают затруднения с исполнением заповедей?
Ответ: 1. Обсуждая тот или иной вопрос, следует прежде всего проверить: а) реальна ли обсуждаемая ситуация; б) если вопрос теоретический, то стоит ли создавать такой прецедент.
В еврейском законодательстве существуют два принципа отношения к ситуации:
лекатхила (изначальный подход) и
бедиавад (постфактум).
Тора не только мера поддержания правопорядка. Закон Торы – закон Б-га, и цель его – привести человека к совершенству, указать ему дорогу к Б-гу. Цели эти будут недостижимы, если относиться к закону как к технической инструкции. Совершенство человека – совокупность его поступков, эмоций и интеллекта. Поэтому законы Торы учитывают не только правильность сознания и поступков, но и их эмоциональную сторону. Важно не только знать, как правильно себя вести, но и как найти выход из неудачно сложившейся ситуации. Этой заботой о человеке и продиктованы два вышеупомянутых принципа.
2.
Принцип бедиавад относится к поведению в уже сложившейся ситуации. Если эта ситуация проблематична с точки зрения закона, первоочередная задача – свести вред к минимуму, не тратя времени на сетования. Отвечу на Ваш вопрос: следует решить, как свести к минимуму нарушения евреем заповедей во время космического полета. Такая проблема стоит сейчас перед раввинами в связи с полетом в космос израильского космонавта Илана Рамона.
3.
Принцип лекатхила гораздо более строг: он рассматривает поступок до его совершения, это дает возможность избежать возможные ошибки. Во многих случаях стоит воздержаться от заманчивого (с моральной или с материальной стороны) поступка: не всегда польза от него оправдает сопутствующие затраты или вред, либо изначально продумать, каким образом избежать нежелательных ситуаций.
Следует добавить, что, с точки зрения иудаизма, лишь в некоторых случаях вред, нанесенный одному человеку, будет оправдан пользой для многих.
Если рассматривать вопрос полета евреев в космос с точки зрения лекатхила, видны несколько проблематичных моментов для еврея-космонавта. Я бы назвал эти моменты вопросами
персональной порядочности человека. Думаю, не поступлю экстравагантно, сказав, что воровать или убивать и в космосе – нехорошо. Это относится ко всем моральным принципам человека – они не зависят от его местонахождения. Отличие еврея в этом вопросе будет заключаться в том, что круг его моральных обязательств-заповедей шире, чем у нееврея (ведь честность должна проявляться и по отношению к Б-гу тоже!). В отличие от набора заповедей, данных всему человечеству, большая часть заповедей евреев привязана ко времени (часть суток, месяц, время года и т.д.).
Летательный аппарат с высокой скоростью вращается вокруг Земли, день и ночь для находящегося в нем человека меняются с высокой скоростью. В свете этого: а) требуется решить возможные вопросы исполнения заповедей (например: когда начинать и заканчивать поститься в
Йом Кипур, когда следует есть мацу в праздник Песах, пить вино в Пурим, соблюдать Субботу); б) существует ряд неразрешимых вопросов (заповеди, которые следует исполнить в короткий отрезок времени, как то: утренняя молитва – от восхода солнца до полудня, в космосе это продлится несколько минут, а не часов, как на Земле).
4. Должен сказать, что большинство из упомянутых вопросов разрешимы, либо нарушения некоторых из них, возможно, будут оправданы пользой, извлеченной из работы в космосе. Следуя подходу бедиавад, возможно проработать способ сведения проблематичности к минимуму (см. пункт 2). Однако разумней будет , если в подобных проектах будут участвовать неевреи, люди, для которых это не составляет никаких моральных или мировоззренческих проблем.
Если у Вас возникли вопросы или Вы хотите получить большую аргументацию? Обращайтесь!