Вопрос: Позволяет ли Тора заниматься астрологией?
Ответ: Астрология, возникшая в глубокой древности, занималась изучением воздействия небесных светил на земной мир и на человека с целью прогноза будущего. Рациональное зерно, содержащееся в этом учении, – взаимообусловленность внешне не связанных между собой событий и гармония всех элементов этого мира. Не отрицая этого, иудаизм, тем не менее, крайне редко обращается к теоретическим положениям астрологии, а на практике вообще не прибегает к ней.
На протяжении всей истории человечество проявляло к астрологии повышенный интерес, и она стала неотъемлемой частью массовой культуры. Однако уже во времена Талмуда наши мудрецы считали попытки выведения прогнозов на основании астрологических наблюдений жульничеством. Тем более это справедливо по отношению к публикующимся ныне во многих периодических изданиях гороскопам. Они потакают вкусам определенной социальной среды, реалистически изображая ее пристрастия и интересы, быт и интриги. Поэтому такие псевдогороскопы не имеют никакого отношения к еврейскому пониманию астрологии.
Иудаизм признает, что многое в судьбе человека предопределяется условиями его рождения и влиянием среды. Но поскольку существует принцип свободы выбора между добром и злом (и, как следствие, вознаграждение и наказание), влияние звезд и планет не определяет ход его жизни.
Человек, от рождения наделенный определенными свойствами характера и темпераментом, обязан управлять своими поступками и мыслями, творить собственную судьбу. В обуздании негативных сторон своего «Я», в стремлении к самоусовершенствованию и заключается его задача.
Свод еврейских законов «Шулхан арух» недвусмысленно запрещает обращаться к астрологам за предсказаниями будущего. В Вавилонском Талмуде (трактат Шаббат, 156б) эта мысль сформулирована так:
«Эйн мазаль ле-Исраэль!» (Нет звезды у Израиля) – т.е. нет предопределения в положении звезд и планет.
Приведем пример из Торы. В книге
Берейшит (15:5) рассказывается о том, как Вс-вышний показал Авраму звездное небо. Мидраш, комментируя этот фрагмент, объясняет, что в молодости Аврам занимался астрологией и вычислил по звездам, что у него не должно быть детей (и действительно, до глубокой старости он был бездетен). Вс-вышний сказал ему так: у Аврама не было детей, но у Авраhама дети будут (После того, как Аврам сделал обрезание, Б-г изменил его мя на Авраhам). Благодаря своему служению Творцу Авраhам поднялся на иной духовный уровень, где астрологическое предопределение теряло свою силу.
Задай свой вопрос раввину!