Вопрос. Известно, что в прошлом в иудаизм обращались целые народы. Однако возможно ли массовое обращение в еврейскую веру при столь высоком уровне требований к собирающемуся пройти гиюр? Неужели все прозелиты учились в йешивах и исполняли 613 заповедей? Ответ. В прошлом целые народы не только принимали иудаизм, но и демонстрировали самую беззаветную преданность еврейству. Так, в I веке н.э. правитель царства Адиабены (историческая область в верхнем течении Тигра) Монобаз и его мать приняли иудаизм и установили прочные связи с Иудеей. В Иерусалим отсылались щедрые пожертвования на Храм, оказывалась щедрая помощь голодающим в неурожайные годы. А когда разразилась Иудейская война, царь Монобаз принимал в ней активнейшее участие и геройски погиб за свой, еврейский, народ.
В VIII в. часть хазар под предводительством их военачальника Булана приняла иудаизм. Впоследствии один из потомков Булана, царь Овадья, даже объявил иудаизм общегосударственной религией, проявляя при этом в управлении государством пример неслыханной в те времена религиозной толерантности.Принципиальная разница между двумя описанными примерами и нашей эпохой заключается в том, что в те времена человек, решившийся пройти
гиюр, понимал, на что он идет, членом какой общности он хочет стать. С другой стороны, никогда за многовековую историю нашего народа не возникало сакраментальных для нынешних «светских» евреев вопросов вроде «а что такое быть евреем?» или «что такое еврей?». И у тех иудеев, которые принимали в свои ряды прозелита, так же не было оснований подозревать его в неискренности. Стать евреем всегда означало одно: приняв на себя бремя заповедей Торы, избрать своим уделом гонения и противостояние всему нееврейскому окружению, а зачастую и мученичество, разделить горькую судьбу нашего народа.
Слово
иври — «еврей» — впервые встречается в Торе как эпитет-прозвище нашего праотца Авраhама в книге
Брейшит (14:13). В древности было известно, что иврим – это последователи Эвера, верившие в единого Б-га и отвергавшие идолопоклонство. Для того чтобы в языческом окружении сохранить верность Творцу, нужно было противостоять целому миру. Отсюда еще одно толкование слова
иври: весь мир — по одну сторону незримой черты, а они, евреи — по другую.
Если решение пройти
гиюр продиктовано любыми недуховными соображениями (например, любовь к еврейке или еврею, материальная выгода, страх перед евреями, желание улучшить условия жизни и т.д.), мы не считаем, что оно вызвано искренним стремлением быть евреем; да оно и впрямь не является таковым.
Гиюр кандидату с подобной мотивацией делать категорически запрещено. Вавилонский Талмуд (Йевамот, 76а) свидетельствует о том, что во времена царей Давида и Шломо
гиюр практически не проводился. Израильское царство в тот период обладало значительной политической силой и могуществом, и поэтому у иноверцев были и недуховные причины желать числиться евреями. Чужая душа, как известно, — потемки…
Другой исторический пример содержится в Книге Эстер. После победы евреев над врагами и возвышения Мордехая и Эстер «…многие из народов страны
hитъяhаду («оевреились»), потому что напал на них страх перед иудеями» (8:17). По этому поводу сказано в Мишне: «Все те, кто принял
гиюр в дни Мордехая и Эстер, — не
геры... поскольку всякий, кто совершает
гиюр не во имя Небес,
гером не является» (
«Герим», 1:7).
В остальные же исторические периоды процедура гиюра занимала сравнительно немного времени, поскольку люди понимали всю ответственность своего выбора. Однако сейчас дело обстоит прямо противоположным образом. Как это не парадоксально звучит, но в наши дни числиться евреем в большинстве стан мира, кроме таких стран как Ирак, Иран, Сирия, выгодно и престижно! В Америке, скажем, тяготение к еврейству обусловливается стремлением соотнести себя с элитарными кругами, среди которых процент евреев достаточно высок. Многие молодые россияне мечтают числиться (не стать!) евреем или жениться на еврейке. В мой офис приходят десятки писем от неевреев с просьбой помочь им найти «добрую и терпеливую еврейскую жену» или сделать «походно-полевой» гиюр, надеясь выехать в Израиль или в другую страну мира и таким образом покончить, как им кажется, со своими насущными жизненными проблемами. Не секрет, что антисемиты, выехавшие в Израиль на ПМЖ, сегодня не только мечтают, чтобы в их израильском удостоверении личности значилось заветное «еврей», но и с помощью политического шантажа пытаются добиться этого.
На самом деле этих людей трудно обвинять. Для многих ассимилированных евреев их собственное еврейство стало абстракцией, лишенной духовного смысла. Я вспоминаю одну милую блондинку, которой ее будущая свекровь предложила пройти
гиюр и стать еврейкой. Неглупая девушка смерила ее взглядом и с усмешкой сказала: «Пожалуйста, но только такой, как вы!»
Сегодня в Израиле существуют
ульпаней-гиюр, где человеку, желающему принять иудаизм, оказывают существенную помощь в этом ответственном деле. Однако я не берусь судить, насколько ясно большинство иммигрантов, желающих записаться евреями, представляют себе, что такое «еврей». Полагаю, что определенный процент из них хочет лишь называться евреем — просто из соображений удобства, ведя при этом совершенно нееврейский образ жизни. Иметь отметку в паспорте — это одно, стать евреем — совсем иное дело.
Более подробную информацию о смысле и истории гиюра Вы найдете в книге
«Гиюр – путь в еврейство».
Задай вопрос раввину