Первые хасиды, последователи Баал-Шем-Това, были квинтэссенцией, сливками еврейского общества своего времени. Были среди них и ученые-мудрецы, как р. Шнеор-Залман из Ляд и р. Аврhом из Сухачова, и композитор Моджицкий ребе, и весельчак р. Зуше из Аниполя, и правдоискатель р. Мендл из Коцка, и р. Леви-Ицхак из Бердичева, известный, как «еврейский адвокат».
Сегодня об этих людях рассказывают майсы, смешные и мудрые притчи. Сегодня еврейский мир выглядит именно так, как он выглядит, во многом из-за того, что души этих людей посетили наш мир.
Эта серия из трех материалов описывает троих из великих Учителей и их жизненные пути. Это: реб Менахем-Мендл из Коцка, реб Нахман из Бреслава и рабби Шнеор-Залман из Ляд, основатель хасидского движения ХАБАД р. Йосеф Херсонский
Эта глава расскажет о личности рабби Менахема Мендла из Коцка. Советую прочитать главу о Коцком ребе в книге Эли Визеля
«Рассыпанные искры».
— Среди всех известных сегодня хасидских движений были три, которые привлекли мое внимание больше, чем другие, это Коцк, Бреслав и ХАБАД. Я бы хотел услышать от вас краткую характеристику трех этих течений. Давайте начнем с коцких хасидов и реб Мендла, Коцкого ребе, или, как иначе их называют, «коцкеров». — Идеей Коцка была
эмес, на иврите
это слово означает истину, искренность, стремление делать поступки по-настоящему, «жить правильно потому, что это правильно», а не по какой-либо другой причине, какой бы рациональной и соблазнительной она бы ни казалась. Это очень трудный путь — следуя ему, приходится отвергать очень и очень многое: уважение окружающих, достаток, собственные амбиции и т.п., порой приходится очень тяжело... При этом главным ориентиром в жизни служат не интеллектуальная развитость, не яркость испытываемых чувств, но кристальная истинность поступков.
Как же определяется истинность поступков?
Ты собираешься молиться Б-гу. Подумай, ради чего ты это делаешь: из-за того, что ощущаешь потребность в общении со Всевышним или потому что в течение последних десяти лет начинал свой день именно с этого? А может, потому что окружающие считают тебя религиозным авторитетом, и ты, молясь, пытаешься сохранить свой имидж?.. А для чего ты изучаешь Тору — пытаешься постичь мудрость Творца или осваиваешь теоретическую базу неплохо оплачиваемой профессии раввина?.. Такие размышления вытачивают мотивацию: еврейство — цель, а не средство удовлетворения тех или иных потребностей!
В Коцке были люди, которые в течение целого дня готовились к молитве! Целью Коцка было совершать истинные поступки; после того как ты убедился в искренности своей молитвы, можно прочитать ее и за 15 минут. Но ты должен быть уверен, что мотивы твоих поступков, твои помыслы очищены от постороннего на все сто процентов.
Одним из коцких хасидов был р. Иеhуда hа-Леви Ейгер, внук великого рабби Акивы Ейгера, известного раввина и авторитета
hалахи. В последствии р. Иеhуда сам стал основателем Люблинской хасидской династии. Однажды, когда внук собирался отправиться к деду в гости, он подошел к р. Мендлу и спросил:
«Что я скажу деду, если он спросит, почему в Коцке молятся не в назначенное
hалахой (законом Торы) время?»
«Скажи ему, — ответил р.Мендл, что Рамбам пишет: наемный лесоруб должен получить зарплату, даже если весь день потратил на затачивание топора».
В Коцке не отлынивали от молитвы, там «оттачивали топоры»!
— Самоанализ как инструмент «оттачивания»... А были ли другие средства? Ведь не всегда можно положиться на самого себя, и не все сам себе можешь, порой, объяснить! — Истинность и искренность достигались самоанализом, в общении с друзьями, обсуждении с ними собственных проблем. Когда это не помогало, приходили к Ребе, его мнение для хасидов являлось эталоном истинности. Кстати, интересно отметить, что статус Ребе в Коцке был особенным. Несмотря на всеобщую «демократию», царившую в среде хасидов, в Коцке великие раввины сидели вместе с простолюдинами на полу… Но перед Ребе все, буквально, дрожали! Был случай, когда р. Мендл позвал одного из своих хасидов, чтобы справиться о здоровье другого. Тот ответил и, выйдя от ребе, лишился чувств…
Как это объяснить? Есть хасидская поговорка: «Силу Истины увидел и пал ниц». В Торе описывается, что Моше (Моисей) пал ниц перед Б-гом. Моше общался с Б-гом довольно часто — спрашивается, с чего бы это вдруг он пал ниц перед Ним на сей раз?! А потому что в этот раз Б-г показал Моше силу Истины. Перед силой Истины Моше пал ниц. Это и объясняет трепет хасидов перед ребе, являвшимся для них эталоном истинности.
— Вы упомянули, что в Коцке не придерживались, установленных еврейским законом правил молитвы. Считали ли коцкеры обязательным в строгости соблюдать законы hалахи? Другими словами, не получалось ли так, что они выносили себя за рамки ортодоксального еврейства? — Безусловно, коцкие хасиды являлись ортодоксальными евреями! Исключением из правил была лишь молитва, к которой у всех хасидов, не только коцких, отношение особое. Молитва не просто «пункт уголовного кодекса», она — общение с Б-гом. И если это общение бездушно, бесчувственно или бездумно, то, в большой мере, теряет смысл и соблюдение «технических» правил. Так, с точки зрения хасидов, установленное для молитвы время вторично по отношению к уровню ее душевности и искренности.
В остальном же коцкеры строго придерживались еврейских законов, просто они считали абсолютно не обязательным выставлять свою религиозность напоказ. Наоборот, пытались всячески «разочаровать» в этом окружающих. И, надо сказать, что это им удавалось — некоторые наивно полагали, что коцкеры вообще не ведут религиозный образ жизни. Однажды, в Рош hа-Шана, коцкеры помолились на рассвете, протрубили в Шофар, а весь оставшийся день провели за изучением Талмуда. Окружающие были в недоумении! Они привыкли, что коцкеры молятся поздно и подумали, что те не молились в этот святой день. Для коцкеров же такие взаимоотношения с окружающими служили тренингом: не строй свои поступки на мнении других, поступай верно, потому что жить правильно — самоценно! Выражаясь по-современному, то слоган Коцка был: «Имидж — ничто, истина — все!».
— Так где же все-таки проходила грань между поиском истинности в поступках и обязанностью соблюдать закон вне зависимости от его осознания? Вы говорите, что молитва — исключение, но как, скажем, повел бы себя коцкий хасид, если наступает шабат, а он не ощущает настоящего субботнего настроения? Нарушил бы он субботу или соблюл? И каким образом? Безусловно,
hалаха оставалась для коцких хасидов непререкаемым авторитетом.
Эмес, поиски истинности и искренности, были вектором соблюдения заповедей. Истина служила им, в буквальном смысле, путеводной звездой в мире еврейства. Безусловно, закон Торы — и есть настоящее и истинное проявление еврейства, однако коцкеры ставили вопрос несколько иначе: «А ты лично проникся еврейством, по настоящему? Ты, субъективно ты, делаешь это искренне?».
Если мы говорим о поведении коцкого хасида в субботу, то из-за отсутствия должного настроя нарушать ее он не стал бы, но, почувствовав, что может что-то «выжать» из себя,
кидуш он сделал бы уже под утро, когда, проанализировав себя, удостоверится в том, что «его» суббота — настоящая. Семья спит — не страшно.
— Бытуют различные слухи о том, как закончил жизнь реб Мендл, Коцкий ребе. Рассказывают, что остаток жизни он пребывал в глубокой депрессии и жил в отшельничестве… Что было на самом деле, никто не может знать. Реб Мендл действительно заперся в своей комнате и не выходил из нее. В большой степени, причиной тому было отчаяние — он не смог добиться от своих учеников того, чего хотел. Он говорил: я бы хотел, чтоб для моих учеников истинность своих поступков была настолько ценной, а имидж — настолько незначительным, что они готовы были бы носить кочан капусты вместо шапки, перепоясываться соломой и выходить в лес, крича: «Б-г – наш Владыка!». Посудите сами, много ли есть людей, способных на такое?
К Коцкеру приходили лучшие из лучших — ведь, согласитесь, истина притягивает. Есть много мудрых и достойных людей, даже среди ученых Торы, которые проводят свою жизнь с постоянным ощущением «что-то не так в моей жизни, я не чувствую себя на своем месте». Представьте себе, что такой человек встречает р. Мендла. Коцкера, вся жизнь которого посвящена поискам и нахождению Истинного пути! Для таких людей реб Мендл становился той самой недостающей щепоткой специй в блюде. Такое произошло с р. Ицхаком-Меиром из Гур, первым Гурским ребе. Он рассказывал: «Я видел р.Мендла и это был ”столп Истины“. Я поклонился…». Среди последователей р. Мендла были такие выдающиеся еврейские лидеры, как Иехиель-Меир из Гостина, р. Авроhом, Сухачевский Гаон, Ицхак из Ворке…
Когда реб Мендл стал Коцким ребе (а надлом произошел именно тогда), он увидел, что даже эти «лучшие из лучших» не достигают того, чего он хотел добиться от своих учеников. И он отчаялся…
— Эли Визель в книге «Рассыпанные искры» писал, что надлом у Коцкера произошел, когда, в субботнюю ночь он узнал о произошедших погромах… Там же сказано, что в ту субботу, прежде, чем «уйти», он затушил субботние свечи, или же, по другой версии, сказал: «Нет справедливости, и нет Судьи в мире». — Эти сведения относятся, скорее, к художественной литературе, к авторскому замыслу, нежели к реальности.
Реб Мендл был сильным и решительным человеком, он увидел, что не соответствует поставленным перед собой задачам, и не побоялся «уйти в отставку». От своих хасидов он требовал полной самоотдачи и искренности и от себя требовал того же. Не справился — не бойся сказать об этом вслух!
После долгих лет отшельничества он вышел из своей комнаты. Он вернулся к хасидам, женился во второй раз, от этого брака у него были дети.
Версия кажется мне нереалистичной из-за того, что знаю, кем были его хасиды. Среди них были великие раввины, и все время отшельничества они ждали его возвращения. Не может быть такого, чтоб они ждали человека, нарушившего субботу или отрекшегося от Всевышнего. Такое просто нереально!
А главное, кроме художественной литературы, всем этим слухам нет никакого иного подтверждения.
— Почему коцкое направление не дошло до наших дней? Что произошло с ним после реб Мендла? Еще при жизни реб Мендла, во время его отшельничества, от него ушла часть хасидов. Так возник хасидский двор в Избице. После смерти р. Мендла появились Гурские хасиды.
У р. Мендла был сын, похожий на него по духу, был и внук, ставший ребе в Соколове. Но, и это переплетается нашей беседой
о поколении малышей, масштаб был уже не тот, что у р. Мендла. Времена, напомню, были тяжелыми — порой возникал вопрос об исчезновении еврейского народа, его последователи пошли на различные компромиссы, и идея Коцка со временем «иссякла».
Темой следующей беседы будет реб Нахман из Бреслава и его ученики.