Вопрос: Шалом!
Мы знаем, что в любом качестве еврей (для окружающего мира) был, и очевидно будет, «персоной нон грата», и не играло(ет) никакой роли, был ли он ученым, выкрестом, политическим деятелем, банкиром, ортодоксальным коммунистом или еврейским полицейским в гетто — его ненавиедили всегда. Он мог быть Троцким, академиком Иоффе, Дизраэли, Спинозой, Колумбом, Баалшемтовом… Недоверие и ненависть гоев шли за ним по пятам.
Итак, Ваше мнение: Почему в этой ситуации ненависть, взаимонеприятие процветают и в еврейской среде?
Как и по какому признаку отличать еврея? Кто имеет право сказать: «Ты — еврей!»? Ответ: В свое время Любавичский ребе высказал свое видение поднятого Вами вопроса. Этот подход пришелся мне по душе, привожу:
Существует понятие «утонченного антисемитизма». Явная ненависть гоя к еврею — первичное противостояние брата Эсава брату Яакову (
описанное Торой), борьба нечистоты со святостью. Поскольку сами мы, евреи, не ангелы (ни как не скажешь, что мы полностью святы), подобное противостояние существует и внутри нас, но в более «тонкой» форме.
Так, нерелигиозный еврей будет склонен ненавидеть религиозного, религиозный профан — религиозного же еврея, не зашоренного стереотипами, религиозный книжник — того, кто относится к Б-гу с душой, и т.д.
К этому «утонченному антисемитизму» присоединяется и заложенный в нас синдром «самого умного». Старая майса гласит:
Еврей, попадающий на необитаемый остров, строит две синагоги. В одной он будет молиться по субботам, а в другую — нога его не ступит!?
В сумме все это характеризует еврейское общество, в котором мы живем. Одно можно сказать однозначно: ссоры в семье порой куда дороже сердцу, нежели показной мир с посторонними!
Что же касается определения еврейства, советую ознакомиться со статьей
«Еврейство по материнской линии?» У Вас возник вопрос, задайте его раввину!