Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 13

27.01.2004

Перед вами подборка наиболее интересных вопросов/ответов проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов — за прошедшую неделю (согласно оценкам посетителей сайта в рейтинге ТОП–10; замер производился 26.1.2004 г.). Интересен сам спектр тем, попавших в этот рейтинг.

Мы бережно сохранили авторскую стилистику вопросов и ответов, исправив лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли ощутить живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Итак, по убывающей…

1Dmitry
Уважаемые раввины! Не могли бы вы прокомментировать следующие вопросы.

1. Если, например, некоторый человек имеет еврейские корни, но не является галахическим евреем. Из-за этого он решает проити гиюр и все же становится евреем. Но после некоторого времени неожиданно узнает новые подробности своей родословной, по которым он ранее (до прохождения гиюра) являлся галахическим евреем. Кем он будет тогда?

2. Если человек является галахическим евреем, но в детстве не получил соответствующего воспитания от родителей и т.д., но, повзрослев, желает вернуться к своим историческим корням и при этом сделать обрезание, то может ли он придти к раввину и на основании фактов о своем еврейском происхождении попросить сделать ему обрезание?

3. Насколько я знаю, после прохождения гиюра человек отрекается от своих прежних родителей и становится «сыном Авраама и Сары». А если у него биологический отец является галахическим евреем (мать, естественно, нет), то может ли он быть сыном своего отца-еврея?

Перечисленные выше случаи не касаются лично меня или даже кого-нибудь из моих знакомых, но мне было бы интересно услышать ваши комментарии и ним (т.е. как понимать подобные случаи).

р. Нисон Руппо 1. Будет евреем (по ошибке прошедшим гиюр).
2. Не только может, но и должен.

Нисон Руппо

р. Шауль-Айзек Андрущак Уважаемый Дмитрий!
Гер не «отрекается» от родителей , а как бы «рождается заново» . Поэтому все прежние родственные связи рвутся. В том числе, с отцом .
И оказывать тому знаки почтения гер должен будет не в силу заповеди почитать отца , а следуя предписанию вести себя так , чтобы «непосвященным» не пришло в голову, что приняв на себя бремя заповедей человек начинает вести себя «хуже», чем до этого (перестает уважительно вести себя с родными, по их представлениям, родителями).

Шауль Айзек Андрущак

2Антон
Здравствуйте, как переводится Jedem — das Sein? (Если это что-то неприятное или, более того, могущее Вас оскорбить, то хочу сразу же извиниться и попросить Вас не принимать это как что-то личное, а уж тем более на свой счет), хотя, может, я ошибаюсь и все это напрасно.

р. Михаэль Кориц Уважаемый Антон!
В переводе с немецкого эта фраза (с маленьким исправлением, последнее слово — «seine») означает: «Каждому — свое». Эти слова написаны на воротах лагеря смерти Бухенвальд.
Почитайте об этом здесь.

С уважением, Михаэль Кориц

3Александр Шейнкер
Кем по hалахе считается Дана Интернешинал?

р. Шауль-Айзек Андрущак Изувеченым коhеном . Какие еще могут быть варианты? Операции по «изменению пола» , как известно, с точки зрения hалахи ничего не меняют, даже после изменения в графе «пол» в удостоверении личности (см., например, «Нишмат-Авраhам», Э. hа-Э., 44:3).
А если вопрос относится к его статусу нарушителя заповедей – рецидивиста, то он такой же «тинок ш-нишба» , как и все мы.

Шауль Айзек Андрущак

р. Йосеф Херсонский Саша, мне кажется важным внести поправку в слова р. Шауля «Операции по “изменению пола” (…) с точки зрения hалахи ничего не меняют».
Судя по тому, что мне известно о подобных операциях, они не вносят ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ изменений (окромя внешности) и в суть тела человека.
Рожать такое существо не сможет, месячных у него не будет…
Тоже мне, женщина! Одна лишь формальность! ;)))

Йосеф Херсонский

4Дмитрий
Приветствую!
Скажите, пожалуйста, как хасидизм относится к буддизму. Мне известно, что Мартин Бубер высоко ценил учение Будды, но какова сейчас официальная позиция?
Мои духовные искания начались в 1990 г. с обращения в христианство. Несколько лет я был православным, довольно фанатичным. Немного повзрослев, я стал терпимее, увлекся сравнительным религиеведением — и пошло-поехало. Я весьма далеко ушел от христианской ортодоксии и в конце концов принял буддизм, поскольку сейчас именно это учение и практика полностью отвечает моим взглядам и стремлениям
. Я галахический еврей (по матери), но, как ни странно, до сих пор иудаизм был единственной религией, к которой я испытывал предубеждение. Причиной было то, что я смотрел на иудаизм сквозь призму христианства и воспринимал как ухудшенную, ветхую версию последнего. Отказавшись от христианства как ограниченного, нетерпимого, аскетичного учения, я с опаской смотрел и на иудаизм, в котором христиане видят истоки своей веры. Однако, ознакомившись с работами религиеведа Е.А. Торчинова, я с удивлением обнаружил, что во многих отношениях каббала гораздо ближе к буддизму, чем христианство. А в последние несколько месяцев я впервые познакомился с еврейскими изданиями, в том числе сайтами в Сети, жадно набросился на новую информацию и теперь от души согласен со словами одного хасидского неофита: «Я никогда не думал, что мир еврейской религии настолько прекрасен»…
Скажите, могу ли я, оставаясь буддистом, изучать иудейскую традицию? Разрешат ли мне на таких условиях посещать какую-нибудь йешиву? Живу я в Харькове.
С уважением, Дмитрий

р. Ицхак Мушинский Уважаемый Дмитрий!
Изучать еврейскую традицию могут и даже должны все евреи, так что, конечно, Вам не только никто не помешает в этом, но даже и помогут.
Насчет посещения ешивы — это зависит от руководства конкретной ешивы. Дело в том, что в ешивах обычно предполагается строгий распорядок дня, там мало что предоставлено свободе учеников, и преподаватели заботятся не только об учебном процессе, но и о духовном состоянии учеников. Поэтому не везде берут всех. Но, думаю, в Вашем городе есть какие-нибудь занятия не только в рамках формальной ешивы. Узнайте в Вашей местной синагоге или общинном центре. Если со временем Вы решите, что Вам нужно поступить в полноценную ешиву, то варианты найдутся. Все это теоретически — если серьезно, я еще не видел, чтобы еврей, изучающий серьезно Тору, долгое время придерживался бы убеждений какой-либо другой религии.

С уважением, Ицхак Мушинский

р. Йосеф Херсонский Дмитрий, дополнительная информация об отношении иудаизма к буддизму находится в моем ответе № 2825.

Йосеф Херсонский

р. Михаэль Кориц Уважаемый Дмитрий!
Попытаюсь ответить на оставшиеся вопросы.
Мартин Бубер — замечательный популяризатор хасидизма, но он никогда не был выразителем традиционной еврейской точки зрения на вещи.
Чтобы лучше понять отношение иудаизма к буддизму стоит вспомнить историю наследства Авраhама — признанного теологического авторитета.
Тора рассказывает, что все он отдал Ицхаку, а подарки раздал сыновьям рабынь (или одной рабыни, Агари, по устному преданию).
Поскольку основным богатством Авраhама было его познание Творца и пути служения Ему, то это богатство и перешло еврейскому народу, основному наследнику Авраhама. Остальные же получили подарки, иногда очень приятные в использовании и привлекательные на первый взгляд, но лишенные главного — цельности в постижении Б-га и Его воли в этом мире.
Важная деталь — сыновей рабынь Авраhам отослал на Восток.

С уважением, Михаэль Кориц

5Леонид
Уважаемые раввины!
Этот мой вопрос относится скорее не к иудаизму, а к традициям, впрочем у евреев, особенно в старину, религия и традиции теснейшим образом переплетались.
Скажите, почему раньше еврейских девочек часто называли двойными именами?
Был ли в этом какой-нибудь религиозный смысл?
К примеру, мою прабабушку звали Сура-Бася (в «миру» Сара), бабушку Дина-Гитля (Августина), ее сестер Хана-Бейля (Валентина) и Хайма-Броха (Берта).
Давали ли двойные имена мужчинам ? Про своих дедушек – прадедушек я ничего подобного не знаю. Принято ли сейчас в религиозных семьях давать двойные имена?

р. Ицхак Мушинский Уважаемый Леонид!
В наше время, особенно у ашкеназийских евреев, тоже приняты двойные имена. В религиозных семьях двойные и тройные имена, скорее, даже преобладают. Часто называют детей в память об умерших родственниках, так что имена сохраняются в поколениях.

С уважением, Ицхак Мушинский

р. Йосеф Херсонский Леонид, более полную информацию Вы почерпнете в разделе «Еврейские имена» на сайте Jewish.ru.

Йосеф Херсонский

6Александр
Вопрос – продолжение вопроса № 6841 Уважаемый Ш.-А.А.!
Что именно в чуде схождения благодатного огня в субботу перед православной Пасхой Вы называете «фокусом»? То, что этот огонь не жжет первые несколько минут — ни лица, ни бороды?
Вас никто не «проверяет на вшивость», как Вы изволили выразиться, — Вам задают вопрос, на который можно было бы ответить так же спокойно, как он был задан. Безо всяких «конвенций детей лейтенанта Шмидта», «монополий на аттракцион», «шпарить», «проделок» и прочих проявлений «тихого, усталого раздражения».
Вместо ответа Вы показали мне исключительно свои эмоции, которые к сути вопроса, мне кажется, имеют мало отношения (хотя и весьма симптоматичны). Этот вопрос — не проходной. В нем, на мой взгляд, заключается очень многое, если не всё. Если на месте воскресения Иисуса ежегодно в Великую Субботу сам собой зажигается н е о б ж и г а ю щ и й Огонь — и весь мир видит в прямом эфире, как люди умываются этим огнем, не опаляя ни волос, ни бород! — если это происходит, если от этого не спрячешь глаз, то причем здесь «тихое, усталое раздражение»? И каков же тут «фокус»? Жду ответа.

р. Михаэль Кориц Александр!
Поскольку живой стиль ответа моего коллеги до Вас не дошел, то позволю себе повторить его ответ в своей, более канцелярской, манере.
1) То что Вы описываете как чудо, по-видимому, является обычным фокусом , входящим в школьный курс химии, и не наша задача заниматься его разоблачением.
2) Если бы существовало чудо, истинность которого подтвердили бы независимые эксперты, то и тогда это чудо не может опровергнуть массового откровения, которое было на горе Синай, где был заключен союз Б-га с еврейским народом.

Михаэль Кориц

7Andy
Шалом, уважаемые рабаним!
Ответьте, пожалуйста, кошерна ли пицца с курицей? А без сыра? А с сыром и рыбой?
П.С. Тесто на оливковом масле (без молока и масла).
П.П.С. А почему нельзя, курица ведь не млекопитающее, а рыба в некотором роде тоже мясо?

р. Йосеф Херсонский _Andy, отвечу вкратце по пунктам.
1. Нет.
2. Тогда это не пицца.
3. Да.
П.С. — ОК
П.П.С. — Изначально курица таки не входила в сферу запрета. Но что поделать, коль на мясо она похожа во многих моментах гораздо больше, чем рыба! :(((
Это одна из практических наработок, установленных мудрецами. Ведь Тора дает лишь правила: что можно, а что — нет. Но, дабы соблюсти ее правила и не свернуть с пути, нужна еще и житейская мудрость.
Вот мудрецы нам и помогают. :)))

Желаю успехов! Йосеф Херсонский

8Леонид
Уважаемые раввины
! В ответе на соответствующий вопрос один из вас (кажется рав Баренбаум, но я могу и ошибаться), писал, что иудаизм разрешает половые отношения во время беременности.
Но, помнится, что еще Дж.Свифт, описывая в «Путешествиях Гулливера» нравы мерзких йэху (сиречь людей), отмечал, что только они (в отличие не только от добродетельных гуигнгнмов, но и всех прочих представителей фауны) позволяют себе сношения в тот период, когда самка ждет потомства.
Не является ли это разрешение злоупотреблением законом , «чтобы с помощью “технических приемов” и казуистики оправдать поступки , противоречащие духу Торы ( т.н. “мерзавец с позволения Торы”, по определению РАМБАНа)». (из ответа р. Андрущака на вопрос № 6783).
Я не хотел бы обидеть р. Баренбаума, но может быть стоило по меньшей мере не рекомендовать подобные деяния, коль скоро прямого запрета на них не содержится ?

р. Шауль-Айзек Андрущак Уважаемый Леонид!
Я знаю, что с точки зрения гуингнгмов это звучит ужасно, но hалахой не только дозволяется, но и предписывается мужу вступать в близость с женой в период беременности, если она того желает (см., Мишна Брура, 240:2) .
Мало того, в Талмуде (Нида, 31:1) написано, что близость в последние три месяца беременности приносит пользу и будущей матери, и плоду. Хотя это из той области, где возможны изменения. Современной медицине ничего не известно о такой пользе (поэтому в упоминаемом Вами ответе не содержалось рекомендации, а был только сухой, сдержанный и честный ответ на поставленный вопрос). Как, впрочем, и о каком-то вреде. Так или иначе, речь идет о действии, прямо разрешаемом hалахой, а не «вымучиваемом» из нее. Вы зря беспокоитесь.

Всего наилучшего Шауль Айзек Андрущак

р. Михаэль Кориц Уважаемый Леонид!
Хочу обратить Ваше внимание, что здесь затронут принципиальный спор между иудаизмом и христианством.
С точки зрения христианства (или, более широко, всей европейской культуры), секс — это результат грехопадения Адама и возможен лишь в целях рождения детей.
С еврейской точки зрения, сексуальная сторона жизни может низвести человека до скотского состояния, но в ней же заложен и высокий духовный потенциал.
С одной стороны, именно через этот участок фронта по совету Билама наносится самый суровый удар по еврейскому народу (см. главы Билам и Пинхас).
С другой стороны, в браке, построенном на еврейском законе, это способ достижения полноты духовного единства семьи.
Талмуд включает сексуальную часть жизни в область обязанностей мужа перед женой.Таким образом, секс приобретает духовное значение наравне с другими заповедями.
Кстати, о Свифте. Писатель он несомненно талантливый, но пророком был плохим. Вспомните, что он издевался как раз над теми отраслями науки, которые в дальнейшем добились наибольших успехов.

С уважением, Михаэль Кориц

9Леонид
Уважаемые раввины!
Как вы (особенно живущие в Израиле) относитесь к предполагаемой свадьбе Ларисы Трембовлер и Игаля Амина (об этом вчера сообщила российская телекомпания НТВ)?
Возможно ли это с точки зрения канонов иудаизма — ведь у невесты четверо детей и живой (насколько я понимаю) муж?

р. Нисон Руппо Не касаясь темы Игаля Амира лично, сам по себе брак, конечно, возможен, поскольку муж у Ларисы уже бывший, а дети браку вовсе не мешают.

Нисон Руппо

10Дарья
Слышала, что Мадонна занимается Каббалой и заставляет мужа носить красные веревочки на руке, что вы думаете по этому поводу?

р. Шауль-Айзек Андрущак Мне стыдно за людей, обманывающих семью Риччи, а за ними всё новых и новых «звезд» шоу-бизнеса и впихивающих им под видом «Каббалы» всякую чушь. Но, похоже, те очень хотят быть обманутыми.
Больше всего в этой ситуации проигрывает репутация «настоящей», подлинной Каббалы. Но, может, так оно и надежнее — поубавит праздного интереса к теме.

Шауль Айзек Андрущак

р. Йосеф Херсонский См. также раздел "Каббала" на сайте Jewish.ru

Йосеф Херсонский

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!






{* *}