Вопрос: Один из моих подчиненных постоянно отпускает замечания расистского характера. Повод ли это для увольнения с точки зрения еврейского закона?Ответ: Несомненно, в цивилизованном обществе нет места расизму и любым другим оскорблениям. Проявления расизма и шовинизма во многих странах преследуется по закону. Мудрецы
Талмуда декларировали свою позицию в этом вопросе более полутора тысяч лет назад (во времена, когда понятие толерантности было еще чуждо мировому сообществу):
«Рабби Элазар из Модиина говорит: (…) заставляющий бледнеть ближнего прилюдно (…) несмотря на то, что обладает он знанием Торы и вершит добрые дела, — не имеет доли в будущем мире».
Прошу прощения за банальность, но, с точки зрения бизнеса, нездоровая атмосфера в коллективе, ненависть между сотрудниками и строительство отношений не на профессиональной основе вряд ли способствуют его процветанию.
Впрочем, попробуем рассмотреть ситуацию с точки зрения
hалахи (еврейского законодательства) и талмудических источников.
Что наказуемо: позиция или поступки?Если словесное проявление расизма привело к очевидному материальному ущербу для организации, то это повод для увольнения. При этом признанный hалахический авторитет Рамо считает, что увольнения работник заслуживает только после вынесения предупреждения, за которым последовало повторение ущербляющего поступка. |
С точки зрения еврейского закона, неверная мировоззренческая позиция не наказывается земным судом. Не умаляя важности правильного мировоззрения, определяющим с точки зрения судей-людей является поступок (порой, слово), наказуемость мысли является прерогативой суда небесного.
Так, к примеру,
запрещенное Торой колдовство, если оно является иллюзией присутствующих, а не изменением предметов материального мира, судом Торы не наказывается. А наказание за нарушение
запрета проклинать родителей возможно только по произнесении проклятия.
Что, собственно, запрещено? Среди видов ущерба, которые вредитель должен оплатить пострадавшему, Талмуд упоминает
бошет, или компенсацию за позор. Запрещено позорить человека в любой форме, но требование материальной компенсации возможно лишь в случае, когда позор был следствием действия — к примеру, удара или прилюдного разрывания одежды. За позор, ставший следствием словесного оскорбления, четкой материальной компенсации не установлено
.
Если словесное проявление расизма привело к очевидному материальному ущербу для организации, то это повод для увольнения
. При этом признанный hалахический авторитет Рамо считает, что увольнения работник заслуживает только после вынесения предупреждения, за которым последовало повторение ущербляющего поступка.
Если вредом было только оскорбление одного из сотрудников, то работодатель должен оценить целесообразность содержания такого работника с точки зрения атмосферы в коллективе.
Не поступай законно и обоснованно — поступай мудро!Даже если на данном этапе работник изменит лишь свое поведение, но не мировоззрение, еврейская традиция рассматривает такие перемены как положительные: отказ от высказывания позиции ведет к ее ослаблению. |
Каким бы ценным ни был сотрудник-расист, закрывая глаза на проявление шовинизма Вы создаете опасный прецедент, который, при иной раскладке может обернуться против Вас. Кроме того, будучи руководителем, Вы отвественны за своих подчиненных и обязаны защищать их достоинство.
Как бы то ни было, из сказанного вовсе не следует, что нужно немедленно уволить шовиниста. Напротив, позиция работодателя дает возможность повлиять на работника (в том числе и на его жизненную позицию), и потому имеет смысл приложить усилия для того, чтобы последний изменил свою позицию. Ведь, будучи уволенным, он, скорее всего, не изменится, а превратится на некоторый срок безработного нациста, к тому же, еще и «пострадавшего за правое дело».
В Торе сказано:
«Не питай в сердце твоем ненависти к брату своему; увещевай ближнего своего и не понесешь за него греха» (
Ваикра, 19:17). Великий
комментатор Торы РаМБаН объяснял, что верной реакцией на человека, поступающего, по-вашему, некорректно, будет следующая:
«Не злись на ближнего твоего, если он поступает против твоего желания; спроси, почему он поступает именно так». Современные психологи подтверждают мнение мудреца: людей заставляет не согласиться с увещеванием не несогласие с их мнением, а прямое указание на неверность поступка.
Поэтому, имеет смысл поговорить с таким работником, стараясь выяснить подоплеку его высказывания, попытаться изменить его мнение. Если это не удается, предупредить его о возможных последствиях такого поведения.
Тайный расист — расист? Даже если на данном этапе работник изменит лишь свое поведение, но не мировоззрение, и избавит окружающих от провокационных высказываний, еврейский закон и традиция рассматривают такие перемены как положительные:
а) человек прекратит наносить вред окружающим;
б) отказ от высказывания позиции ведет к ее ослаблению.
Существует притча об одном из хасидских лидеров, рабби Нахмане из Бреслава, которого попросили вылечить сумасшедшего (человек считал себя индюком). Рабби Нахман залез к «индюку» под стол и сказал: «Знаешь, я тоже индюк, но глупые люди не понимают этого, поэтому я им об этом не рассказываю». Через некоторое время больной стал вылезать из под стола, а со временем — вылечился вовсе.
В Талмуде
приведена история о рабби Меире, которому постоянно досаждал сосед. Мудрец молился о смерти врага. Его жена Брурия смогла его переубедить, процитировав фразу из псалмов
царя Давида:
«Исчезнут грехи с земли, злодеев не будет более». Иными словами, должны исчезнуть грехи, а не умереть грешники. С исчезновением грехов, грешники перестанут быть нарушителями.
У Вас возник вопрос? Задайте его раввину!