Top.Mail.Ru

Иудаизм для почемучек — Рош hа-Шана

01.09.2004

«Трубный звук разносится по Вселенной. Сонмы ангелов, слетающиеся к подножию Г-споднего трона, трепещут при этом звуке. Это Рош hа-Шана — День Суда. Пред оком Г-спода разворачиваются свитки судеб. В этих свитках рукою каждого человека записаны все его деяния за минувший год. Б-г прочитывает все эти записи и вершит суд, определяя судьбы каждого на грядущий год: кто умрет и кто будет жить, кто будет богат и кто будет беден, кто возвысится в мире и кто падет, кто будет жить в мире и кто претерпит лишения и горести.

Однако решение, объявляемое в этот день при трубных звуках, еще не окончательное. Есть еще десять дней, в течение которых можно вспомнить все, что содеяно за минувший год, покаяться в дурных делах, совершить добрые поступки, дабы уравновесить свои грехи, обещать вести себя праведнее и в молитве положиться на милость Судьи».


Герман Вук «Это — Б-г мой»

«Рош hа-Шана — это не праздник в обычном смысле этого слова. Вкусные трапезы, праздничная сервировка стола и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего, Который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем, Рош hа-Шана отличается особой атмосферой серьезности и некоторой тревоги. Поэтому в дни праздника не следует развлекаться или гулять, не рекомендуется спать днем (если нет в этом действительной необходимости), и даже ночью желательно спать меньше обычного».

КША, законы Рош hа-Шана








Почему у евреев, приезжающих провести грозные дни при дворе цадика (праведника), принято передавать ему квитлах (записки) со свими именами?



Это основано на приведенном в книге Меулефет сапирим на основании сказанного в книге Зоhар:

«Во время, когда в мире главенствуют силы суда, не следует человеку упоминать свое имя в одиночку, тогда отнесутся к нему со всей строгостью».

И об этом же сказано в книгах пророков: «Можно ли обратиться к царю или к военачальнику? В среде своего народа сижу я!». В данном случае просьбы следует направлять сообща.





Почему, в отличие от остальных еврейских праздников, в молитвах на Рош hа-Шана и Йом Кипур не называются эти дни «собраниями веселья, праздниками и временами радости»?



«Собраниями веселья» называются лишь три праздника: Песах, Шавуот и Суккот — дни, когда евреи собирались в Храме, приносили праздничные жертвы и веселились там, восхваляя Б-га.

(Левуш)

Дни эти даны не для радости и веселья. Это — дни суда.

(Шулхан арух hа-рав, 682)







Почему Рош hа-Шана называется «Днем памяти»?



Потому что мы надеемся на милость Творца, а не на Его строгость. А суть воспоминания — снисхождение (вспоминают заслуги праотцев и еврейского народа — тех, к кому Всевышний испытывают симпатию и снисхождение, — прим. Ред.).

(Нахалат Яаков, гл. Ноах)





В чем суть обычаев поведения в Рош hа-Шана?





Принято есть яблоко в меду — намек на каббалистическое понятие «яблочное поле».

(ТаЗ, 683)

Голова барана — дабы быть в голове, а не в хвосте, а также в память о баране, который заменил на жертвеннике праотца Ицхака.

Гранат — дабы быть полными заслуг, как гранат [косточками].

Не едят орехи — гематрия слова «орех» на иврите (אגוז) равна гематрии слова «грех» (חטא). Кроме того, орехи умножают слюновыделение, что мешает произнесению молитвы.

(Шулхан арух, Орах хаим, 683)

Не принято спать днем в Рош hа-Шана, чтобы не «проспать» решение о своей судьбе. АРИ считал, что после полудня второго дня спать допустимо , ибо пробудились ангелы-заступники от молитв двух дней и трубления в шофар.

(Маген Авраhам, 683)

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!


Раввин Йосеф Херсонский

{* *}