Top.Mail.Ru

Йом Кипур — вопросы–ответы

21.09.2004

Перед вами — подборка самых актуальных вопросов–ответов по теме «Йом Кипур» проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Итак…

1 Тали
Что же однако означает Йом Кипур?!
Допускаю день полного голодания — это полезно. Но не пить воду — это ведь кощунство. Возможно, когда пойму тонкости изменю своё мнение. Открыта для новой информации.
Спасибки и Гмар хатима това!!!

Уважаемая Тали !
Заповеди Йом Кипур дают нам возможность чуть-чуть подняться над грубостью материального существования. Отказ от удовольствий тела не самоцель, а путь к дополнительному раскрытию души.
Мне кажется, что если Вы сможете соблюсти законы Йом Кипур, то «ущемление» приоритета тела и его желаний Вам никогда больше не будет казаться кощунством. А это уже немало.

С уважением, Михаэль Кориц

2 Елена
Здравствуйте! У меня 2 вопроса.
1. Какого числа Йом Кипур?
2. Маленькому ребенку еще не объяснить про пост, как выйти из этой ситуации (в смысле, как подогревать ему еду, менять памперс, подмывать и пр.)?

Уважаемая Елена!
Йом Кипур в 2004 году наступает 24 сентября, вечером, перед заходом солнца, и длится 25 сентября до выхода на небе звезд.
В Йом Кипур действуют законы Шаббата, и, могу Вас заверить, еврейские дети по шаббатам не страдают. Горячей еда может сохраниться на специально приготовленной для шаббатних целей плите.
Для многократного использования еды огонь должен быть прикрытым. Хороший выход — оставить горячую воду в чайнике или чем-то подобном, на маленьком огне, на весь Йом Кипур и использовать эту воду для всех детских нужд (подогревания детского питания, подмывания и т. д.). Не забывайте своевременно менять памперсы!
Более подробно о законах ухода за маленькими детьми в Шабат посмотрите на www.jewish.ru
С пожеланием достойно провести Йом Кипур и гмар хатима това,

С уважением, Михаэль Кориц

Елена, хочу дать Вам адрес «справочного бюро» по еврейской жизни:
Всегда будем рады вопросам, основанным на базисных знаниях о еврействе!

Йосеф Херсонский

3 Fizik
Евреи отмечают наступление 5765 года от сотворения мира.
A есть ли ортодоксальные раввины, кто согласен с мнением моих коллег о том, что вселенная появилась где-то 15 миллиардов лет назад, или прогрессивные взгляды присущи только прогрессивному иудаизму?
Любавичский ребе, вот, верил буквально в еврейское летоисчисление, и даже не постеснялся спекулировать принципом неопределённости Гейзенберга, рассчитывая на необразованность людей (типа, наука признала, что она не может точно определить две взаимосвязанные величины; на самом деле принцип применим к микромиру при релятивистских скоростях (100000-300000 км/с), и только).

Шалом!
На мой взгляд, принципиальное отличие картины, рисуемой Торой, от картины, рисуемой физиками, не в сроках, а в том, является ли процесс сотворения и развития мира процессом управляемым или хаотичным.
Физика считает, что все существующее — результат хаотических процессов. Соответственно, чем больший срок берется для таких процессов, тем более правдоподобно это выглядит для необразованных людей, не сведущих в математике и физике (элементарные подсчеты показывают, что 15 миллиардов лет тоже не хватит для создания жизни, — см., например, «Возможность поверить» — не говоря уже о проблеме со вторым началом термодинамики, вообще запрещающем устойчивые и продолжительные процессы самоорганизации).
Тора говорит, что это процесс, управляемый сознательной творящей силой, — соответственно, нет нужды в предположении, что это было 15 миллиардов лет назад.

С уважением, Ицхак Ройтман

4 Alla
Я прочитала, что в Йом Кипур нельзя работать, и что дальше? У меня был начальник-антисемит и работа такая, которую без скандала нельзя бросить даже на день. Купить липовый "больничный" или на самом деле заболеть, например, переохладившись за несколько дней до этого, и вместо синагоги идти в этот день сдавать анализы — это не выход. Взять отпуск за свой счет, придумав какую-то другую причину — см. выше про перерыв на день и про синагогу. Уволиться — но пост один день в году (ну ладно, несколько), а что в остальные дни кушать?

Уважаемая Алла !
Очень важный принцип сформулирован еврейскими мудрецами: Всевышний не ставит человека в безвыходную ситуацию, не вводит его в испытание, которое тот не в силах вынести. Простое подтверждение этому — Вы упоминаете своего начальника-антисемита в прошедшем времени.
Многие евреи проходили и через более суровые испытания лишь бы не нарушить святости Йом Кипур в те времена, когда речь шла буквально о жизни и смерти. Не всегда им удавалось проводить Йом Кипур в синагоге, но запрещенных в Йом Кипур действий они не делали.
Все зависит от конкретной ситуации — есть работы, которые можно посетить, не нарушая запретов Йом Кипур. Раввин Ицхак Зильбер рассказывал о том, как он был вынужден придти в Йом Кипур в школу, где он преподавал, но он пришел с забинтованной рукой и провел урок, не прибегая к написанию на доске. Но самый простой совет — это взять отпуск за свой счет и провести весь день в синагоге.

С уважением, С уважением, Михаэль Кориц

5 Натан
Шалом Алейхем, Уважаемые Раввины!
1. Может ли следователь-еврей проводить задержания и допросы в Шаббат, Йом Кипур, если есть на то необходимость?
2. Не является ли нарушением для еврея, если он следователь, прокурор, эксперт, потерпевший, обвиняемый, подозреваемый либо свидетель или ещё какой-либо из участников уголовного процесса, набирать текст на компьютере, подписывать протоколы, писать объяснительные и. т. п.?
Все мои вопросы касаются того случая, когда оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия необходимо произвести именно в Шаббат или Йом Кипур.

Уважаемый Натан,
Ваш вопрос навеян какой-то конкретной ситуацией, которой я не знаю. Поэтому отвечу в общих чертах: все эти действия разрешены в Субботу тогда и только тогда, когда связаны с неотложным устранением какой-то смертельной опасности.

Ицхак Мушинский

6 Dmitry
У меня бронхиальная астма. Можно ли в Йом Кипур принимать для снятия приступа удушья ингалятор? Вещества методом ВПРЫСКИВАНИЯ от нажатия рукой на ингалятор вылетают из ингалятора в рот, но это газообразные вещества (их НЕ едят, а просто вдыхают).
Тут два вопроса:
1. Можно ли их впрыскивать?
2. Можно ли брать ингалятор в рот и впрыскивать именно туда лекарство?
Хочу оговориться, что понятно, что если это жизненно важно, то можно. Но если у меня не очень тяжелый приступ удушья и это НЕ смертельно, но если не принять, то буду мучаться целые сутки от удушья. Так что нужно целые сутки мучаться от одышки или разрешается впрыснуть и вдохнуть через рот это лекарство и затем хорошо чувствовать себя и нормально провести целый день, провести как и полагается весь день в синагоге и т. д.?

Это разрешается, однако есть несколько предпочтений:
— если впрыскиваемое вещество обладает приятным вкусом, очень важно постараться достать до Йом Кипур его неприятный аналог;
— нажимать на ингалятор следует измененным способом (нажатие левой рукой — недостаточное изменение);
— если же что-либо из перечисленного затруднительно, предпочтительнее заменить ингаляцию горькими таблетками того же назначения.
Хотя, при невозможности всего рекомендованного, повторюсь, разрешить обычный вариант тоже можно.
Легкого поста и крепкого здоровья!

Исроэл Баренбаум

Развернутый ответ об употреблении пищи (и, в частности, лекарств) в Йом Кипур Вы найдете в материале «Лекарства в Йом Кипур».

Йосеф Херсонский

7 Miri
Хотя еще не совсем время, хотела спросить насчет Йом Кипур — я ожидаю ребенка и к Йом Кипур буду где-то 5 месяцев. Какие законы насчет поста? Обычно я всегда соблюдаю но не знаю если смогу сейчас.

Женщине на 5-м месяце беременности, как в Вашем случае, в Йом Кипур предписан полный пост (ША 517–518, КША 132 / 12).
В любом случае, лучше перед самым Йом Кипур лишний раз проконсультироваться с врачом и раввином. Решение должно быть основано на Вашем физическом состоянии к моменту поста.
Желаю Вам легкой беременности и родов, а также счастья с ребенком.

С уважением, Ашер Алтшул

8 Анжелика
Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, как в этом году быть с Йом Кипур — он выпадает на субботу. Заранее благодарю.

Уважаемая Анжелика!
Йом Кипур, даже выпадая на Шаббат, почти не изменяется, за исключением добавлений/изменений в молитве.
Основное отличие для тех, кто по причинам слабого здоровья не может поститься, состоит в том, что им надо делать кидуш и упоминать Шаббат в благословениях после еды.

С уважением, Михаэль Кориц

9 Boris
Когда нужно просить прощения у людей?
Спасибо

Шалом!
Написано, что весь день, накануне Рош hа-Шана, человек посвятит изучению Торы, выполнению заповедей, а также исправлению всего, что касается отношений между людьми, чтобы придти к молитве Маарив в Рош hа-Шана (День суда) чистым.
Но если человек не успел навести порядок до Рош hа-Шана, то есть еще время до Йом Кипур (т. к. Йом Кипур не искупает грехи между людьми, пока сам человек не простил и даже если обидел только словом, должен просить прощения).

С уважением и пожеланием ксиво вехасимо тойво, Довид Фельдман

10 Максим
Уважаемые раввины! Можно ли ездить на велосипеде в субботу? Если нет, то почему в Йом Кипур в Израиле многие ездят?

Если вопрос об обычном двухколесном велосипеде, то это запрещено — как в Шаббат, так и в Йом Кипур.
Ездят или те, кто не знает, или те, кто, не имея сил полностью соблюсти Йом Кипур, хочет как-то его выделить для себя.

С уважением, Михаэль Кориц

11 Дэвик
Уважаемые раввины!
Скажите, пожалуйста, а законы, касающиеся отдаления мужа и жены в Йом Кипур настолько же строги, как и в период ниды?
Или возможны какие то послабления?

В Йом Кипур запрещены все отношения и соблюдаются все запреты, принятые в период ниды. Строго запрещены сон в одной кровати и все остальные меры предотвращения интимной близости.
В остальные посты на супружеские отношения нет строгого запрета. К тому же другие посты не включают в себя ночную часть суток.

С уважением, Ицхак Мушинский

12 Маттерн Роман
Понятно, что склероз — плохо, но ведь с ним еще жить да жить. Вот и не успел я вспомнить, про то, что в моем сидуре нет молитв на Йом Кипур, а синагога — за 60 км.
Может посоветуете сидур поуниверсальней, чем Шаарей Тфила?
И вообще, что делать, если оказался без синагоги и спец. молитв на праздник?

1. В большинстве обычных сидуров (молитвенников) есть молитвы Амида для праздников и Йом Кипур. И хотя это не заменит полного комплекса молитв, но все же лучше, чем ничего.
Там же есть молитва Авину малкейну, которую произносят и в Йом Кипур.
2. В случае если в имеющемся у Вас молитвеннике нет упомянутых текстов и до наступления Йом Кипур нет возможности его достать, стоит найти литературу, описывающую суть и обычаи этого дня (благо, on-line ее много) и провести день в ее прочтении и размышлениях на темы этого священного дня.
См.:
http://www.shofar.ru/
http://jewish.ru/library/trad.asp

Что же касается отсутствия молитв, то об этой ситуации говорится: «... Тому, кто по не зависящим от него причинам (אנוס) не может попасть в синагогу, как то: народу в полях, старику или больному, засчитывается молитва, произносимая хазаном (ведущим молитву) вслух в синагоге».
Правило это верно только относительно Йом Кипур, но не для иных дней и молитв года.
3. В крайнем случае, могу выслать Вам отсканированные страницы молитвенника, если обратитесь ко мне по мэйлу: rabbi @ jewish.ru

Йосеф Херсонский

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!









{* *}