Top.Mail.Ru

Иудаизм для почемучек — Псукей де-зимра

27.10.2004

«Псукей де-зимра» (что можно перевести как «оды», торжественная поэзия, прославляющая Всевышнего) — второй раздел молитвы «Шахарит», подводящий к первой кульминации — «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль…»). Основная часть «Псукей де-зимра» заключена между двумя благословениями: «Барух ше-амар» («Благословен Тот, по слову Которого возник мир») и «Иштабах» («Да будет восхваляемо имя Твое...»).

КША (Кицур Шулхан Арух)

Нам известно о нескольких молитвах Моше рабейну (Моисея, учителя нашего), о котором сказано, что он говорил с Б-гом «лицом к лицу». Молитва его была проста: «Прошу Тебя, Б-г, вылечи ее!». Сказано в Агаде, что молитва его «прорубала окна в небесных чертогах», такая была в ней сила и вера в Б-га.

Сказано что после разрушения Храма «железная стена» возникла между народом Израиля и Творцом. И закрылись все врата для молитв, кроме врат слез. Тем не менее, общение с Б-гом в молитве доступно каждому и в любой час. Хотя бывают времена и состояния духа, благоприятные для молитвы в большей или меньшей степени (см. главу «Еврейский календарь»).


Из книги
«Я верю»







Почему общественная молитва «Шахарит» начинается именно со слов «Благодарите Б-га, взывайте к имени Его, повествуйте народам о Его деяниях»?



Потому что царь Давид постановил произносить эту фразу (первой, — прим. ред.) ежедневно перед Ковчегом завета .

(Тур, Орах хаим, 51)







Почему слова «Б-г — владыка, Б-г — был владыкой, Б-г будет владыкой вечно!» следует произносить стоя?



В Агаде приводится описание ангела: утром ангел становится в небесах и произносит «Б-г — владыка, Б-г — был владыкой, Б-г будет владыкой вечно!», и все ангелы, отвечая, вторят ему. Так же, как ангелы произносят эти слова, стоя, так и мы.

(Бейт Йосеф, Орах хаим, 50)





Почему первая часть молитвы называется «Псукей де-зимра» (досл., фразы воспевания)?



Простой смысл — в основе этого блока молитвы лежат песнопения царя Давида, главы из книги «Теhилим».

«Лезамэр» в иврите означает «воспевать», а также «обрезать (шелуху, скорлупу)». А кто видел на полу Дома учения шелуху!? Но здесь имеется в виду очищение от шелухи (קליפות) в сердце и в духе. К примеру, когда человек произнесет слова «Велик Б-г и велика слава Его!», сердце его склонится к возвращению к Б-гу. И тогда он скажет себе: «Верю я в сказанное. Действительно, велик Б-г, и вся земля полна славы Его! Зачем же я совершаю грехи?!». А ведь человек прекрасно знает свои недостатки, нереализованные возможности и мелкие мыслишки. Тогда начнет он раскаиваться, сожалеть о содеянном, и очищать себя от «шелухи».

(Ор hа-меир, комментарии к Рош hа-Шана)







С какой целью были установлены «Псукей де-зимра»?



Сказано в трактате Талмуда «Брахот» от имени рабби Самлаи: «Всегда пусть человек произнесет восхваления Вездесущему и лишь затем — молится (просит о нуждах)!». Поэтому было установлено произносить «Псукей де-зимра» прежде, чем приступить к основной молитве «Амида» (др. назв., «Шмонэ Эсрэ»).

В другом трактате Талмуда упоминается фраза, сказанная рабби Йоси: «Да будет мой удел с произносящими восхваления каждый день!» . Мудрецы, обсуждая это высказывание, приходят к заключению, что упомянутые «восхваления» означают «Псукей де-зимра».

(Тур, Орах хаим, 51)







Абзац, начинающийся словами «Счастливы находящиеся в Храме Твоем…» состоит из 145-й главы книги «Теhилим» («Хвалебная песнь Давида…»). Но в начале к ней добавляются две фразы из других глав «Теhилим», а в конце — еще одна . Почему?





Первая из добавочных фраз — «Счастливы находящиеся в доме Твоем, вовек они будут восхвалять Тебя». Согласно Талмуду, порядок событий в ней (вначале — нахождение в доме и лишь затем — восхваление) — намек на правильное поведение в синагоге: нельзя забежать в синагогу и сразу же начать произносить слова молитвы, вначале следует немного подождать. Поэтому именно ее было установлено произносить перед началом восхвалений.

Вторая — «Счастлив народ, у которого все так. Счастлив народ, чей Бог — Всесильный» — в ней дважды упоминается слово «счастливы», а вместе с еще одним в первой фразе получается три. Это намек на сказанное в Талмуде: «Произносящий (молитву, начинающуюся со слов) “счастливы” трижды в день, обещано ему, что удостоится удела в будущем мире».

Третья (ее добавляют в конце) — «Мы же благословлять будем Б-га отныне и вовек: Восхвалите Б-га!» — произносится в подтверждение вышеупомянутой идеи: да удостоимся мы восхвалять Б-га отныне (в этом мире) и вовек (в грядущем мире).

(Бейт Йосеф, Орах хаим, 50)







Почему в ходе молитвы (по завершении того или иного этапа) несколько раз произносят хаци кадиш (краткий кадиш )?



Действительно, в hалахе приводится, казалось бы, иное правило: после слов Письменной Торы, изученных в присутствии десяти взрослых мужчин (евреев), следует произнести кадиш шалем (полный кадиш). Молитва же не входит в это правило, поскольку здесь хаци кадиш произносится не в знак завершения изучения Торы, а в знак завершения исполнения заповеди, мольбы или восхваления.

(При мегадим, Орах хаим, 55:1)




У Вас возник вопрос, задайте его раввину!


{* *}