Иудаизм для почемучек — Шма Исраэль

04.11.2004

«Шма» содержит один стих из Писания, который, возможно, знают наизусть или, по крайней мере, часто слышали все евреи в мире: «Слушай, Израиль, Б-г — Всесильный наш, Б-г — Один!» (Второзаконие, 6:4). Верующий еврей каждый день произносит этот стих поутру и перед сном, сопровождая его тремя связанными с ним фрагментами Торы. У евреев — это первая фраза ребенка, и она же должна быть последней фразой в жизни человека.

В связи с этим, мне хочется рассказать об одном событии моей жизни. Меня всегда удивляло: неужели в свой смертный час человек действительно может вспомнить и прочесть «Символ веры»? И вот однажды, во время тайфуна в Тихом океане, меня едва не смыло с корабельной палубы; и я очень ясно помню, что в те короткие секунды, когда волна волокла меня в море, я подумал: «Не забыть бы прочесть “Шма” перед тем, как пойти ко дну!». К счастью, я успел вовремя ухватиться за какой-то трос или поручень, и это отсрочило час, когда мне суждено в последний раз прочесть эту молитву. И вот результат: в мире появилось еще несколько романов и пьес, без которых он мог бы отлично обойтись, а мой терпеливый читатель сейчас следит за ходом моих рассуждений. Я уверен, что есть два–три литературных критика, которые, дойдя до этих строк, пожалеют, что мне так и не довелось прочесть тогда, в море, «Шма»… Но уж тут я ничего не могу поделать: каждый держится как умеет.


Герман Вук. Это — Б-г мой

Согласно Талмуду, тот, кто желает исполнить заповедь об утренней молитве наилучшим образом, должен прочитать «Шма» перед самым восходом солнца, чтобы начало молитвы «Шмонэ-эсрэ» совпало с появлением первого солнечного луча.

КША, гл. «Шма»

Текст молитвы «Шма Исраэль» вы найдете в разделе Ты и твой дом>Виртуальный молитвенник.










Почему в благословениях перед чтением Шма описываются ангелы?



Потому что в конфликте между животным и Б-жественным началами в человеке следует бороться не с отрицательными проявлениями (симптомами), а заглядывать в суть вещей.

Упомянутые в благословениях ангелы — духовный источник, наделяющий силами животную душу еврея. Произнося текст благословений, мы напоминаем своей животной душе о том, что ее источник — ангелы — служит Б-гу, а Тот заповедал евреям служить, исполняя заповеди.

Доведенная до собственного сознания, эта идея служит превентивным аргументом в споре между Б-жественной и животной душами.

(Ликутей Тора, гл. Ваикра)







Почему в благословениях перед чтением Шма описываются небесные светила?





Чтобы дать ответ тем, кто говорит: «Оставил Б-г (управление) Землей и передал Свои полномочия Солнцу и другим светилам, и они распоряжаются по собственному усмотрению». Ибо позиция эта ложна — движение Солнце и светил является исполнением ими воли Творца, да будет благословенно имя Его. Потому и говорится в благословениях перед Шма: «… Все воинство небесное падает ниц пред Тобой…». Их функционирование — есть служение Б-гу.

(Авудраhам)







Почему в благословениях перед чтением Шма приводится неполная Кдуша?



Три основные фразы в молитве Кдуша:

«Свят! Свят! Свят! Б-г Воинств, полна вся земля славы Его!»

«Благословенна слава Б-га, где бы она ни проявлялась!»

«Будет царствовать Б-г вовеки; (вовеки будет царствовать) Всесильный твой, Сион; из поколения в поколение; восхвалите Б-га!»


Первые две фразы — фразы, произносимые ангелами (как это описывает пророк ). Последняя же описывает служение людей на земле, отчего и не приводится в благословениях Шма (см. также «Почему в благословениях перед чтением «Шма» описываются ангелы?»).

(hа-Ора)





Почему в первом абзаце Шма говорится: «Люби Б-га Всесильного твоего сердцем своим, душой своей и существом своим…», а во втором — «… Примите слова эти сердцами вашими и душами вашими…»?



«Всем существом» — подразумевается «всем имуществом». Эти слова Торы говорят о том, что любовь к Б-гу должна быть настолько сильной, что в момент выбора между сохранением верности Б-гу и имуществом еврей предпочтет Б-га.

Однако этому предшествует указание «Люби… всей душой своей» , т. е. речь идет о такой любви, ради которой еврей готов отдать жизнь. После того, как упомянут уровень отношений ( «всей душой» ), зачем упоминать «всем существом» ?! Ведь имущество несравнимо менее ценно, нежели жизнь. Заповедав отдать жизнь за Б-га, нет смысла заповедовать отдать имущество — это уже само собой разумеется!

Теперь можно понять разницу между первым и вторым абзацами.

Во втором абзаце содержится обращение к обществу (и потому используется множественное число). Для большинства людей жизнь дороже денег. И потому добавка «существом (имуществом) своим» является лишней.

В первом абзаце Тора обращается к личности (поэтому используется единственное число). А поскольку есть единицы, для которых деньги важнее жизни, добавляется еще и «Люби… всем существом (имуществом) своим» .

(Ор hа-хаим, гл. Экев)







Почему во время произнесения фразы «Шма, Исраэль…» принято закрывать глаза рукой?





Для того, чтобы не отвлекаться на постороннее и сосредоточиться на смысле произносимых слов.

По этой же причине принято произносить эти слова громко вслух — слова, произносимые вслух, пробуждают мотивацию.

(Левуш, 60:5)







Почему после фразы «Шма, Исраэль…» добавляют «Барух шем…» ( «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» )?





Сказал рабби Шимон Бен Пази: «В Египте “призвал Яаков сыновей своих, и сказал: "соберитесь, и я сообщу вам, что случится с вами в грядущие времена!"” (праотец Яаков, обладая даром пророчества, решил сообщить сыновьям о том, когда наступит эра Мошиаха, — прим. ред.). И тут почувствовал он, что лишился дара пророчества.

Яаков подумал, что потеря дара вызвана присутствием среди собравшихся сыновей недостойного узнать такую информацию. И сказал: “Неужели и в моем потомстве есть недостойные, как Ишмаэль у Авраhама и Эсав у Ицхака?!”

Дети почувствовали сомнения отца и сказали ему: “Слушай, Исраэль (Исраэль — другое имя праотца Яакова, — прим. ред.). Б-г — Всесильный наш, Б-г — Один! Нет среди нас отступников от твоего пути!

Ответил старик: “Благословенно славное имя царства Его во веки веков. Не из-за ваших недостатков Б-г закрыл предо мной знания о приходе Мошиаха”

А затем добавил: “И прислушайтесь, сыны Яакова, и прислушайтесь Исраэля, отца вашего, — всегда произносите эти две фразы: “Шма Исраэль…” и “Барух шем…”»

(Ваилонский талмуд, трактат Псахим, 56а)







Почему фразу «Барух шем…» ( «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» ) произносят шепотом?



Потому что формулировку эту Яаков услышал от ангелов и воспользовался ею без спроса. Потому и некрасиво произносить ее громогласно. Однако в Йом Кипур, когда евреи уподобляются ангелам, принято произносить и эту фразу громким голосом.






Текст молитвы «Шма Исраэль» вы найдете в разделе Ты и твой дом/Виртуальный молитвенник.





У Вас возник вопрос, задайте его раввину!




{* *}