Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.11.2004
Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.
Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.
Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…
Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…
1 | victor bariudin | |
Где имеется описание ада и рая и если душа попадает в ад то будет ли она страдать вечно или есть какой-то определенный срок для искупления? Я читал, что евреи практически не попадают в ад. Так ли это? | ||
Ад как очищение от проблем, заработанных в этом мире (без особо тяжких осложнений), занимает 12 месяцев. Именно поэтому так серьезно относятся к тому, чтобы не читать кадиш в первый год после смерти дольше 11 месяцев (на месяц меньше максимального срока, — прим. ред.), заявляя тем самым, что покойный не законченный грешник. Из особо тяжелых преступников Талмуд упоминает Ахера , дым над могилой которого пребывал до смерти рабби Йоханана, то есть целое поколение (трактат Хагига, 15б). Впрочем, и про него сказано, что достижение конечной станции души — Будущего Мира (рай, — прим. ред.) — оправдало все неприятности по дороге. С уважением, Михаэль Кориц Существуют также этапы очищения, называемые «каф hа-кела» и «хибут hа-кевер». Они рассматриваются в книге раввина Штейнзальца «Простые слова» в главе «Смерть». |
2 | Сандра | |
Здравствуйте, уважаемые раввины. Пожалуйста, не побрезгуйте ответить на мой вопрос. Я сама христианка, муж мой еврей. Скажите, почему по законам иудаизма я не могу быть достойной женой своему мужу? Я с глубоким уважением отношусь к еврейскому народу и его религии. Кроме того, ваш Б-г — Он и мой Б-г. Вы народ избранный, а я пришла к Нему через Его сына. Тора (Ветхий завет) и для меня является священной книгой. | ||
Уважаемая Сандра! Помните, что писали Ильф и Петров в «Золотом теленке» о манере старорежимного присяжного поверенного — вцепившись в какую-нибудь фразу волочить ее через весь процесс? Ваша фраза об уважении к религии еврейского народа просто требует быть использованной подобным образом. Потому что, очевидно, что уважение, в искренности которого я не сомневаюсь, Вы испытываете лишь к тем известным Вам постулатам иудаизма, которые Вас «устраивают». А это, если измерить, очень небольшая его часть. В такой позиции нет ничего плохого. Это совершенно естественно. Но это не иудаизм. Иудаизм — это сотни предписаний, среди которых больше половины — запреты. И мы говорим только о Б-годанных заповедях. А ведь есть еще бесчисленные постановления мудрецов-законоучителей, которые та же Тора повелевает исполнять беспрекословно. Но это уже другая тема. Сама Тора (т. е. Б-г, ее автор) запрещает браки между евреями и неевреями. Это никак не связано ни со способностью стать «достойным» супругом, ни с отношением к иудаизму, ни с чем-то еще. Это запрет, как любой запрет (или предписание) Торы, имея множество возможных объяснений, остается неподдающимся постижению проявлением Б-жественной воли (желания). Относительно ЛЮБОГО запрета можно было бы спросить: а за что, собственно говоря? И действительно, точно так же, как запрещено то, что запрещено, могло быть запрещено и остальное с точностью до наоборот. И есть нельзя было бы курятину, а свинину — можно. А браки могли быть запрещены именно между евреями и еврейками. Могли бы. Но Б-г повелел то, что повелел, и нам осталось только выполнять Его волю. Если Он и Ваш Б-г, то Вы должны с этим согласиться. |
3 | Георгий | |
Здравствуйте. Побывал в Израиле и увидел, что все верующие евреи (ортодоксы) ходят в белой рубашке, черном сюртуке, черной шляпе и т. п. (Вы понимаете, о чем я). Очень интересно узнать, откуда пошла эта униформа. Сомневаюсь, что 2000 лет назад евреи ходили в такой же одежде. И еще интересно, что за цилиндрические меховые шапки (такое тоже неоднократно встречалось). Заранее спасибо за ответ. С уважением, Г. Гиттис | ||
Одежда человека очень важна с точки зрения Каббалы. Одеяние выполняет функцию выражения и реализации души в этом мире. Еврейский закон не регламентирует определенной формы одежды, но именно через одежду многие еврейские общины стараются сохранить свою связь с предыдущими поколениями. Необычная одежда современных харедимных (ортодоксальных, — прим. ред.) евреев была обычной всего сто–двести лет назад — во времена духовного расцвета европейского еврейства. Впрочем, существуют детали одежды, которые имеют, в дополнение к вышесказанному, значение и в «сухом» еврейском законе. Второй, добавляемый к ермолке головной убор (шляпа или шапка), верхняя одежда (пиджак, сюртук или капота) и гартл (черный пояс) — одежда, предписываемая к надеванию во время молитвы или благословения после трапезы. Удовлетворяет требование скромности одежды (отсюда черный цвет). С уважением, Михаэль Кориц |
4 | Oleg | |
Как прекратить поллюции? | ||
Три совета: 1. Беречь свои глаза и мысли в течение дня. 2. Не наедаться перед сном, в особенности остерегаться той еды, которая может этому способствовать (как то: испеченные мясо, лук и чеснок, — прим. ред.). 3. Сосредоточенно читать молитву Крият шма перед сном. |
5 | Эфраим | |
Когда Элиэзер выбирал жену Ицхаку путем испытания, Ривке было больше 3 лет? И она в три года поила всех его верблюдов? Если она была старше, то как понимать слова «И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее»? | ||
1. Ранние браки были популярны в нашем народе еще совсем недавно. Просто брак не всегда означает сексуальные отношения. 2. По мнению многих комментаторов (РаШИ среди них), Ривке было три года. Наряду с мнением РаШИ, другие комментаторы (к примеру, РаМБаН, Седер Олам) считают, что возраст Ривки был иным — 11, 14 лет. |
6 | Mark | |
Вот еще: обязательно ли молиться по сидуру? Я имею в виду, можно ли благодарить Б-га и просить Его своими словами, а не бубнить написанное, каждый день одно и то же, приплясывая в нескольких местах? с точки зрения ортодоксов? Вы знаете, что дети отказываются есть хлеб в некоторых ортодоксальных семьях, чтобы не бубнить длиннющую «биркат а-мазон»? Бедные детки, им-то мозги промывают Торой с ТРЁХ ЛЕТ, и все равно они еще пытаются бороться с этим страшным, на мой взгляд, явлением. Ведь молитвы доводятся до автоматизма, и люди уже не ощущают обращение к Б-гу по-настоящему, читая одно и то же трехтысячный раз подряд, подсознание говорит: «Ох и скукотища!». Меня до глубины души насмешила фраза «подожди минутку, я сейчас домолюсь», когда зашел в гости к религиозному другу. Б-гу это надо, такое отношение? | ||
Марк, Ваш друг, видимо, хорошо знаком с Вами и знает, что если бы он не обратился к Вам, то Вы бы нам пожаловались на невежливость религиозных людей. Вам действительно все равно, к чему придираться? Уважаемый Марк! Ввиду того, что все данные ответы носили воспитательный характер, отвечу по существу, ибо, наверняка, многих посетителей интересует проблема формализации молитв. 1. Молиться своими словами — допустимо. Важно при этом уметь найти достойную форму обращения к Б-гу. Место этих «индивидуальных» обращений — добавка к установленным мудрецами молитвам. 2. Конечно, человеку, воспитанному в христианской культуре (себя не исключаю), трудно принять молитву в виде обязательного трехразового питания. «Ведь молитва — выход за рамки повседневной монтонности!» — скажем мы. Сравните это со здоровым питанием. Даже если человек правильно питается «из-под палки» — это полезно. |
7 | Rufa | |
Всем привет! Помогите мне разобраться, пожалуйста… Человек прошел гиюр, стал евреем, и вот… проходит много времени, его праправнуки живут где-нибудь, только не в Израиле (а некоторые из этих внуков считаются евреями, т. к. мама когда-то стала еврейкой), и они решают совершить Алию. Скажите, это реально? Если да, то мне кажется это не очень справедливо. Ведь у многих евреев еврейство утеряно в военные годы и не только, а некоторые живут и не знают, что они евреи (уж простите за повторение). И получается, что евреи по крови (с утерянным еврейством, которое, по-моему, можно восстановить, но нет денег) не могут вернуться на свою родную землю (в Израиль) т. к. живут в нищете, а некоторые специально проходят гиюр и дорога в Израиль им оплачивается. Хотя, может, я не права из-за своей неосведомленности. | ||
Пройти гиюр очень и очень не легко — по крайней мере, труднее, чем восстановить документы. При иммиграции «Сохнут» оплачивает проезд всем, кто попадает под Закон о возвращении. Этот вопрос неоднократно был освещен на сайте, так что если Вам что-то непонятно воспользуйтесь поиском. |
8 | Alex | |
Шалом, уважаемые раввины! Скажите, разрешено ли геру изучать каббалу? С уважением Alex | ||
Разумеется. На тех же условиях, что и прочим евреям. |