Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.11.2004
Почему во время прочтения Шма следует держать кисти цицит в левой руке? |
Потому что таким образом кисти оказываются на уровне сердца. Этим (кроме прочего) мы исполняем сказанное в Шма: «И будут слова эти (…) на сердце твоем» .
(Левуш, 24:2)
Почему во время чтения Шма нельзя допускать, чтобы «сердце видело срамные места» ? |
Сказано в Торе: «Ибо Б-г, Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и низлагать врагов твоих перед тобой: пусть же будет стан твой свят, дабы не увидел Он у тебя наготы (досл., срамных мест, половых органов) и не отступился от тебя» . Ведь пред Б-гом раскрыто всё, как возможно скрыть свои половые органы от Него?!
Эту фразу следует понимать так: в тот момент, когда ты обращаешься к Б-гу, у тебя не должно быть видно наготы. А «у тебя», в первую очередь, относится к сердцу, самому жизненно важному органу.
(Левуш, 74:5)
Почему хазан после завершения Шма повторяет вслух слова א-דוני א-לוהיכם אמת (Б-г — Всесильный ваш. Истинно!)? |
Шма содержит 245 слов. Эти три добавляются для того, чтобы дополнить общее количество до 248, количества органов человеческого тела.
(Тур, 61)
На чем основан обычай некоторых общин, следуя которому раввин общины зачитывает третью часть Шма (повествующую о заповеди цицит и исходе евреев из Египта) вслух? |
Упоминание об Исходе является исполнением заповеди Торы «Помни день выхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей» . Не каждый из молящихся способен наполнить свои поступки осмысленностью. Поэтому раввин зачитывает этот абзац вслух, дабы навести молящихся на нужный настрой.
(Керем Шломо)
Обычно перед исполнением заповедей следует произносить благословение «Благословен Б-г (…) освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам…». Почему не установлено такое благословение перед чтением Шма и молитвой, которые включены в 613 заповедей Торы? |
Благословение «Благословен Б-г (…) освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам произносить слова Торы» , произносимое утром среди прочих утренних благословений, распространяется и на заповедь прочтения Шма.
(При мегадим, 239)
Перед молитвой благословение не произносят, ибо заповедь эта не имеет четких границ. Эту заповедь характеризует восклицание одного из мудрецов Талмуда: «Эх! Если бы человек мог молиться на протяжении всего дня … !».
(Авудраhам)
Почему читающий Шма обязан прерваться на произнесение фраз (кроме первой) молитвы Кдуша , даже если он в этот момент находится посреди фазы? |
Потому что эти фразы — слова пророков Иешаяhу и Йехезкеля, которые они узнали от ангелов.
(Пахад Ицхак от имени Атэрэт Цви)