Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 25

29.11.2004

Перед вами подборка самых интересных (по оценкам посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 Дима
Господа раввины,
как я понимаю, Торой наложен запрет только на горизонтальный вид сексуального взаимодействия между мужчинами ("не ложись").
Можно ли ожидать официального облегчения на другие виды сексуального взаимодействия, или драка так и останется единственной альтернативой, как более легкое нарушение?

Предлагаю Вам более подробно ознакомиться с темой: «Тора о гомосексуализме»
Как ортодоксальный иудаизм относится к гомосексуализму: как к болезни, извращению, психическому расстройству? Что делать человеку, имеющему подобную склонность с рождения? Одинаково ли отношение иудаизма к гомосексуализму и гомосексуалистам? Что вы думаете по поводу решения американских раббаев признать право гомосексуальных пар на совместную жизнь, на брак и его освящение?

Модератор

2 Pupkin
Уважаемый ребе! Однажды я был в синагоге (сам я не правоверный) во время молитвы. И был момент, когда раввин и кантор вынесли свиток Торы. Тогда все присутствующие (в знак приветствия что ли?) вытянули вверх мизинец. Так вот, я хотел узнать, что этот жест значит. Заранее благодарен!

1. Дело в том, что существует традиция после чтения Торы поднимать свиток, демонстрируя его всем находящимся в синагоге. А те обязаны смотреть на свиток (в идеале — разглядеть написанное) и произносить слова: «Вот Тора, которую предложил Моше сынам Исраэлевым» и далее: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы. Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир. Долгоденствие в правой руке ее, в левой — богатство и почет» и, наконец: «Г-сподь желал ради правды Своей возвеличить Тору и прославить» .
Так вот, некоторые сопровождают все это еще и виденным Вами выставлением мизинца. Рискну предположить, чтобы указать, где она, эта «Вот Тора, которую…». А вот почему именно мизинец — понятия не имею (у любавичских хасидов, к которым я имею честь принадлежать, такого обычая нет). Надеюсь, что кто-нибудь из моих коллег в курсе и дополнит мой ответ .

2. Я тут покопался и обнаружил довольно интересное объяснение происхождения интересующего Вас обычая. В Талмуде рассказывается, что три вещи (есть мнение, что четыре) были показаны Моше Всевышним прямо-таки пальцем (условно говоря, естественно): менора (храмовый семисвечник), Рош ходеш (новомесячье) и шрацим (нечистые твари такие). Это мы знаем из того, что речь об этих заповедях начинается словом «Вот» (или «Это») .
Следуя этому авторитетному примеру, мы (т. е. те, кто этому обычаю следует) сопровождаем чтение стиха «Вот Тора…» жестом указующего перста.

Шауль Айзек Андрущак

3 moshe shlomo
Здравствуйте.
К родителям, которые религиозны, ты должен относиться по максимуму (типа сидеть с ними, когда они больные, не садиться на их место за столом или в синагоге и т. д.). А если они неевреи или же не религиозные евреи, то хватит и минимума, так как «Чего если ты не соблюдаешь законы я буду тебе все делать по максимуму?!», так как «Нельзя взять от иудаизма права и оставить обязанности». Вопрос в том, что если мои родители оба евреи нерелигиозные, но в принципе они считаются тинокот ше нишбу (не соблюдают заповеди вследствие нерелигиозного воспитания, — прим. ред.). Обязан ли я относиться к ним по максимуму или нет?
P.S. Естественно, что даже если мама с папой — нерелигиозные евреи, я МОГУ выполнять по максимуму. Вопрос, обязан ли я?
Заранее спасибо.

Однозначно обязаны. Понятий «максимум» и «минимум» в этих законах нет. Вы должны делать все, что требует Закон от всех детей по отношению к своим родителям.

Исроэл Баренбаум

4 Mark
К ответу р. Ройтмана на 14002 (молиться по установленному тексту). Когда были написаны эти молитвы (примерно)? Мне известно, что мудрецы утеряли цепочку устной традиции на 1000 лет (и очень обрадовались, когда её нашли). Если имеется в виду, что молитвы составлены с учётом Каббалы, хотелось бы знать сроки, и авторов.

Могу предложить Вам цитату из книги д-ра Минделя «Моя молитва» (размещенной, в частности, на сайте р. Ройтмана):

«Примерно в течение первой тысячи лет после Моше-рабейну [Моисея, — прим. ред.] молитвы не были упорядочены. Каждый еврей был обязан молиться Б-гу каждый день, но форма молитвы и сколько раз в день молиться — это было предоставлено решать каждому еврею в отдельности.

В Бейт-Амикдаше [храме, — прим. ред.] же был установлен твердый порядок службы в связи с ежедневными жертвоприношениями утром и вечером, причем вечернее жертвоприношение захватывало часть ночи. В особые дни, такие как Шаббат, Рош ходеш и в праздники бывали также дополнительные (мусаф) жертвы. Поэтому не было, возможно, необычным явлением и для отдельных евреев молиться утром, днем и вечером, каждый на свой особый лад. Царь Давид, например, упоминает, что он молится трижды в день, и Даниель (в Вавилонии) молился ежедневно трижды в день, обратившись лицом в направлении Иерушалаима. Имеются данные, свидетельствующие о том, что во времена Первого Бейт-Амикдаша были общественные молитвенные дома, названные Бейт-Аам, которые халдеи (вавилоняне) разрушили одновременно с разрушением Бейт-Амикдаша в Иерушалаиме.

После разрушения Бейт-Амикдаша и отправки евреев в изгнание в Вавилон, евреи продолжали собираться и устраивать совместные моления. Молитвенные дома стали как бы “малыми святилищами” — Бейт-микдаш-меат. Но на протяжении многих лет изгнания родившиеся и выросшие в Вавилонии дети были лишены точных знаний Святого языка (иврита) и говорили на смешанном языке. Поэтому, когда евреи вернулись на свою родину после семидесяти лет изгнания,Эзра-Писец вместе с Мужами Великого Собрания (120 человек пророков и мудрецов) разработал текст ежедневных молитв (Шмоне Эсре — “Восемнадцать благословений”) и установил в качестве постоянного института и обязанности в еврейской жизни читать эти молитвы три раза в день каждодневно. С тех пор частью Еврейского Закона (hалахи) стала возлагаемая на каждого еврея в отдельности обязанность молиться установленным образом и по утвержденному тексту трижды в день соответственно каждодневным жертвоприношениям в Бейт-Амикдаше с дополнительными (мусаф) молитвами в субботу, Рош ходеш и праздники и особой “заключительной” молитвой (Неила) в Йом Кипур.

Таким образом, основные части каждодневных молитв были сформулированы нашими мудрецами. Сюда входят молитвы: Шма и Шмоне Эсре, являющиеся и сейчас главными частями наших утренних и вечерних молитв, причем Шмоне Эсре является главной частью еще и молитвы Минха. Глава Теилим, которую распевали каждый день левиты в Бейт-Амикдаше, является частью наших утренних молитв. В утреннюю молитву был включен также ряд других псалмов Давида и добавлены особые бенедикции до и после Шма.

Во время составления Мишны рабби Иуда hа-Наси (ок. 3910 л п. с. м., примерно 500 лет после Эзры) и, особенно, во времена заключения Талмуда (примерно 300 годами позже, или ок. 1500 лет тому назад) был уже окончательно установлен основной строй (сидур) наших молитв в современном его виде».

Шауль Айзек Андрущак

5 Марина
Добрый вечер!
Скажите, пожалуйста, кошерна ли мойва.
Плавники у неё есть, икра бледно-розовая. В словаре я нашла, что мойва относится к семейству лососей, т. е. чешуя должна быть, но я не смогла её разглядеть.
Кошерен ли осетр?
Спасибо за ранее.

Уважаемая Анжелика,
Мойва, скумбрия (она же макрель) — кошерны.
По поводу осетра действительно когда-то существовали разные мнения. У него чешуя вырождена, этакий панцирь с колючками. Но принятое среди современных раввинов мнение осетрину запрещает.

С уважением, Ицхак Мушинский

6 alexander
После восстановления документов, нашел доказательства, что мама еврейка. Мне не делали обрезания. Могу ли я сделать его в больнице или это надо делать в синагоге? Мне сейчас 30

Вот подборка ответов на эту тему:
1. «Если человек все же решил сделать обрезание (во взрослом возрасте) не у могэля, а в клинике, что надо сказать врачу, каким должно быть обрезание?»
2. «Я боюсь делать обрезание сына в синагоге — ему скоро 1,5 года и без наркоза будет очень больно»
3. «Делает ли моэль брит под общим наркозом и вообще правильно ли это?»
4. «Обрезание — чего и кому?» Для чего нужно обрезание? :: Приемлемо ли «больничное» обрезание? :: Используется ли анестезия при обрезании? :: Какова квалификация «обрезателей»?

Модератор

7 alex
Что значит для еврея, юбилей 70летия и как лучше его отметить?

Ознакомьтесь:
1. «Скажите, имеет ли какое либо значение дата рождения для человека? Влияет ли это на его судьбу?»
2. «Я слышал, что человек имеет особую силу давать браху в день рождения. Где про это можно прочитать?»
3. См. также трактат Мишны Пиркей авот: «… в восемнадцать лет — хупа, в двадцать — преследование, в тридцать — сила, в сорок — постижение, в пятьдесят — советы, в шестьдесят — старость, в семьдесят — седина, в восемьдесят — крепость, в девяносто — согбенность, в сто — как бы смерть, уход из мира» (Глава 5, мишна 21)

Модератор

8 Rahel
В разговоре с одной бухарской еврейкой выяснила, что они кашеруют печень не привычным для нас способом над открытым огнем, а просто высаливая и вымачивая как обычное мясо.
Каким образом сложилась такая традиция? На что опираются их Рабаним?
Спасибо.

По мнению еврейского закона, так делать нельзя — из печени всю кровь солью не вытянешь [Шулхан Арух, ЙД, 73:1]
Существовали, однако, авторитеты, которые разрешали постфактум есть саму печень, если уж так случайно получилось, что ее засолили и сварили вместе с мясом (хотя кастрюля и жидкость, в которой ее варили, будут запрещены). Подробнее обо всех мнениях написано там же, в ША и комментариях. Но здесь речь не об этом.
Следовательно, такая «традиция» могла сложиться только по недоразумению и незнанию и не имеет серьезного обоснования. Никакие раввины не могли это разрешить.

С уважением, Ицхак Мушинский

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!






{* *}