Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 30

31.01.2005

Перед вами подборка самых интересных (по оценкам посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 Аид
Ваше мнение по поводу этого обращения: www.rusprav.ru и адекватные ответные действия со стороны еврейских организаций.

В очередной раз возникает старая антисемитская «справедливость».
а) Заявления подобного рода (коль уж мы претендуем на адекватность и справедливость) звучат внушительно только для не сведущего в еврействе профана.

Цитаты типа: «Редакционный Совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом переводе некоторые галахические указания, помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление», — свидетельствуют не о шовинизме, а о недостаточной продуманности при построении фразы на русском языке. Отсутствие оборотов «в силу буквальности перевода» (следует отметить, что данное издание является не адаптированным к нюансам русского языка переводом, а калькой с иврита) и оговорок «не придерживающимся иудаизма И ПОТОМУ ОТОРВАНЫМ ОТ ЕВРЕЙСКОГО КОНТЕКСТА ФРАЗ, как неспровоцированное оскорбление ПО ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВИЯ ОБЩЕГО КУЛЬТУРНОГО ФОНА».

С анализом аналогичных цитат Вы можете ознакомиться в нашем разделе «Иудаизм — против неевреев?»

б) Если на таком серьезе подходить к окружающей действительности, то подобные осуждения «Русь православная» должна была бы направить не только к носителям христианства (изобилующего шовинистическими высказываниями), но, скажем, и к Корнею Чуковскому за его антигуманную фразу «Мы акулу кирпичом, кирпичом», и к русским былинам — за «Чудо-юдо» и «Юдовина», которых ходил бить русский герой.

Естественно, мои порицания в адрес Корнея Ивановича и былинного эпоса беспочвенны и смешны, поскольку оторваны от контекста. Любой разбирающийся в иудаизме человек так же смеется при встрече с подобными антиеврейскими упреками.

Интересно только, что решит делать российская власть с этим пробным шаром? Решит ли разыграть еврейскую карту?.. Поживем — увидим!

Йосеф Херсонский

2 DANIL
Какая в точности надпись на кольце царя Соломона?

Здравствуйте!
Мне кажется, Ваш вопрос навеян рассказом Ольги Ивановой из журнала «Переплет»
Рассказ хороший, но к царю Соломону прямого отношения не имеет. В еврейских источниках упомянуто кольцо царя Соломона, но написано на нем было имя Б-га (Талмуд, трактат Гитин, 68б и комментарий Раши там). Царь Соломон (Шломо) был мудрейшим из людей, и фразы, приведенные Вами, хотя и не находятся дословно в его книге Коhелет (Экклизиаст) (написанной, кстати, на иврите), но очень соответствуют ее духу.

С уважением, Михаэль Кориц

3 Марина
Уважаемые раввины! Я не еврейка, а вот мой любимый человек — еврей. Он сделал мне предложение, но все мои знакомые, родные говорят, что я обрекаю себя и своих детей на трудную жизнь. Говорят, что моему ребенку с еврейской фамилией не избежать насмешек и издевок (кстати, у моего любимого было такое в детстве). Казалось, что такое отношение к евреям в прошлом, но нет. То и дело слышу за его спиной шипение. Объясните мне, уважаемые раввины, в чем здесь дело? Почему такое отношение?
Заранее благодарю, Марина

На мой взгляд, самое плохое наследство, которое родители могут оставить своим детям, — это смешанный брак. Если ребенок заинтересуется вопросом самоидентификации (что говорит о том, что он — человек мыслящий, которого в жизни интересует не только колбаса), он будет поставлен перед практически НЕРАЗРЕШИМОЙ проблемой-дилеммой…
Ознакомьтесь с темой «Тора о неевреях» на сайте Rabbi.ru. Проблему это не решит, но, возможно, Вы найдете ответы на некоторые интересующие Вас вопросы.

Йосеф Херсонский

4 Галина
Здравствуйте. Вопрос навеян общением с православными коллегами по работе (очень прошу — не судите строго). Как иудаизм относится к поступку праматери Евы в пресловутой истории с древом познания? Особенно интересно, ложится ли на женщин за это какая-то дополнительная греховность или ответственность (в смысле — наказание или еще какой-то негативный вид особого выделения по этой причине женщин из человечества вообще)? Должен ли за это кто-то в сегодняшнем мире расплачиваться — и кто именно? Должно ли за это расплачиваться все человечество — или только евреи — или только женщины? И как именно расплачиваться? Извините что много вопросов, но они такие животрепещущие для женщины.

Все замешанные в той истории (включая просто проходивших мимо, например змея) были прокляты. И окончательно от этих проклятий избавятся только с ожидающимся с минуты на минуту приходом Машиаха. Женщина, как и все остальные, отгребла десять проклятий, часть из которых прямым текстом упоминается в Торе (Пятикнижии).

Вот список :
1. Неприятные ощущения во время «критического периода»
2. То же, только связанное с потерей девственности
3. Неудобства беременности
4. Выкидыши
5. Боли при родах
6. «Радости» материнства (кормление грудью, качание на руках, ночные подъемы и т. д., и т. п. )
7. Обязаность покрывать волосы, запрет петь при мужчинах и прочие ограничения из соображений «скромности»
8. Патриархальный уклад семьи
9. Ущемление в гражданских правах (не может свидетельствовать в суде и т. д.)
10. Смерть
Как видите, часть пунктов относится ко всем женщинам, часть — только к еврейским.
Кроме того, во искупление женской доли в истории (и, в особенности, того, что благодаря ей в мире появилась смерть) еврейские женщины получили в свое распоряжение три заповеди: нида (комплекс правил чистоты семейной жизни») , хала (отделение части от замешиваемого теста на приношение ) и зажигание субботних свечей .

Шауль Айзек Андрущак

5 Александр
Добрый день.
У меня есть вопрос: я хочу сделать обрезание, но не знаю какое имя мне выбрать, какое мне нравится или есть какое-то каббалическое влияние имени на жизнь (я слышал, если я, например, выбираю имя Михаель — ангел, то и спрос с меня будет больше). Мне нравится имя Алон или Илан (первые 2 буквы от Александра), но это переводится как дуб, а это не очень приятно :) как вообще выбираются имена?

Есть, безусловно, влияние имени на судьбу. Потому желательно взять еврейское имя, максимально созвучное с тем, которое выбрали Вам родители, имевшие для того божественное наитие. Однако важно, чтобы имя еще и Вам самому нравилось. Ищите разумный компромисс.

Исроэл Баренбаум

Уважаемый Александр!
Судя по тому, как вы держитесь за первые две буквы Александра, это имя Вас вполне устраивает. Так в чем же дело? Оставляйте. Александр — имя очень еврейское (плюс выигрываете все то, о чем говорил р. Баренбаум о важности имени, данного родителями). И, к тому же, с интересной историей. Оно было отгиюрено в знак признательности Александру Македонскому (см. к/ф О. Стоуна. См.-см., не слушай брюзгливых критиков) за то, что тот отказался от идеи установить свое изображение в иерусалимском Храме и вообще был, можно сказать, юдофилом. Некоторые еврейские Александры все-таки пристегивают себе второе имя — «чисто еврейское». Наиболее распространенное почему-то сочетание — Александр-Исраэль. Но можно и любое другое или вообще без, как уже писалось выше.

Шауль Айзек Андрущак

6 Анжелика
Шалом, Уважаемые раввины!
Вчера зашел разговор о кошерной рыбе. Конкретно о щуке. Я сказала, что она кошерна, т. к. у этой особы есть и чешуя, и плавники. На что мне добавили: но нет третьей составляющей... Я спросила:какой? Это хищная рыба, а хищность — третий признак некошерности... Так ли это? Заранее благодарю за ответ.

Нет, это не так. Щука действительно кошерна.

Исроэл Баренбаум

Совершенно непонятно, как у кого-то могли возникнуть сомнения в кошерности самой популярной (ну, может, после селедки) рыбы в еврейской (восточно-европейской еврейской) кухне!?!
«Хищность» — один из возможных признаков некошерной птицы. По-видимому, оттуда и услыхали звон Ваши оппоненты.

Шауль Айзек Андрущак

7 Руслан
Добрый день!
У меня снова к Вам вопрос появился.
И тоже исторический. Суть его такова — недавно я прочитал, что есть группа иудеев, которая, кажется, называет себя «хабадниками», если я не ошибаюсь. Там говорится об отношении хабадников к созданному в 1948 году государству Израиль — они его просто не признали. Это «непризнание» объясняется некоторым несоответствием истории появления современного Израиля с постулатами Торы.
А посему хабадские ультраортодоксы продолжают считать «право еврейского народа иметь собственную страну» не реализованным. Взяв на себя роль еврейского «правозащитника», Хабад решил идти по собственному — «европейскому» — пути строительства «государства для евреев» и направил свой взор в сторону «исконно хабадских» земель, откуда в начале 30-х годов секта была изгнана Иосифом Сталиным.
Скажите где же эти «исконно хабадские» земли?
И что Вы думаете по этому поводу, только огромная просьба, ответьте прямо и точно.

Уважаемый Руслан:
Интересно, откуда у Вас такая информация? Это какое-то новое упражнение в создании конспиративных теорий. Хотя предыдущий Любавичский ребе, руководивший движением Хабад, действительно выступал против сионизма, выражение «не признали Израиль» здесь совсем не подходит. В белорусских местечках, где зародилось наше движение, сегодня представителей Хабада почти не осталось. Да и вообще евреев там немного. Можно сказать, самые «исконно хабадские» земли теперь в Нью-Йорке. Не возражаете?
Большинство раввинов на этом сайте — хабадники, и наши взгляды достаточно прозрачно выражены в многочисленных ответах.

Ицхак Мушинский

8 Александр
Моя мама умерла больше 10 лет назад. Формально она была русской. Отец — еврей. Он жив и у него достаточно благополучное существование и положение в обществе. В свое время он сменил отчество и фамилию, как тогда делали многие. Эта фамилия и у меня, и у моей дочери. Она сейчас учится в школе с углубленным изучением языка и традиций Государства Израиль. Мне скоро исполнится 40, и из меня получился неплохой топ-менеджер. Естесственно, по местным меркам. По крайней мере, в отрасли меня знают. Теперь о главном. Все мои достижения воспринимаются как инсинуации хитрого еврея. Желание дать дочери хорошее образование и окружение в детстве обернулось пониманием того, что теперь ей грозит серьезный вакуум отношений. С каждым годом становится все хуже. Мой младший брат, опять же по желанию отца, уехал сразу после школы в Европу. Он гражданин Нидерландов, живет уже много лет в Германии и никаких подобных проблем не имеет. Вопрос и простой и сложный: что делать? Жить здесь, окончательно ассимилируясь, пока не пропадут черты «хитрого еврея»? Или уезжать? Уезжать куда? Если честно, то я человек не верующий. Но я знаю, что религиозные догматы структурируют ум и помогают решать житейские проблемы. Буду благодарен за Ваш совет.

Начну, возможно, с неприятного Вам: с точки зрения еврейства, вы — нееврей. Потомок еврея, но не еврей. Ведь по традиции нашего народа, основанной на словах Торы (Библии), еврейская национальность передается по материнской линии.

Обоснование этой позиции Вы найдете в разделе «Раввин on-line».

Что делать?
Тот, кто захочет уколоть Вас и Ваших потомков еврейством, найдет повод найти «хитрого еврея» и через несколько поколений (нацисты привязывались к 4-му колену, а дон Рэба в «Трудно быть Б-гом» — до 12-го), а то и вовсе без этого, просто так (есть и такое).

Старайтесь думать рационально и искать подходящую страну по собственному усмотрению. Кому-то Россия — самое-самое, кому-то — США и т. д.

Йосеф Херсонский

9 Наталья
Как иудаизм относится к людям, которые на улицах просят у прохожих денег? Нужно ли им подавать? Спасибо

Обязательно, в меру возможностей. Причем, особо подчеркивается, что не менее важно, чем само подаяние, это подаяние, сделанное деликатно и уважительно.
Это, так сказать, рекомендации для стандартной ситуации. Если же речь идет о месте, вроде сегодняшней Москвы, где, с одной стороны, никто друг друга не знает, а с другой, все уличные попрошайки поголовно работают на какую-то мафию, можно воздержаться и класть монеты в специальную «копилку», а потом передавать людям или организациям, реально нуждающимся в материальной помощи.

Шауль Айзек Андрущак







{* *}