Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.03.2005
Почему в високосном году, когда добавляется еще один месяц адар, Пурим празднуют во втором, а не в первом адаре? |
Для того, чтобы сблизить два праздника, установленных в память о спасении еврейского народа, — Пурим и Песах (Песах отмечают в месяце нисане, следующим за вторым адаром).
(Маhариль)
Подробнее о структуре еврейского календаря и о високосном годе см. «Еврейский календарь».
Еврейское имя царицы Эстер, данное ей при рождении, — hадас (что на иврите означает «мирт»). Почему ей было дано второе имя — Эстер? |
Смысл ивритского имени «Эстер» — «сокрытие». Пребывая во дворце, hадас скрывала свою национальность, чтобы это не помешало ей спасти свой народ.
(Мидраш раба)
Другая причина: когда персидский царь Ахашверош выбирал себе жену, hадас старалась спрятаться от царских посланников, дабы не попасть во дворец.
(Аелет hа-шахар)
Почему евреи нарекли Мордехая именем Птахья? |
«Птахья» означает «Б-г отворит». Это имя Мордехай заслужил благодаря своему красноречию (Б-г отворял его уста). К тому же, он владел 70-ю языками, что открывало ему возможность говорить с каждым на его языке.
(Пахад Ицхак)
Почему в канун Пурима, в пост Эстер, принято жертвовать 3 раза по половине монеты, имеющей хождение в данной стране (в России — три раза по полрубля, в США — полдоллара, в Израиле — полшекеля и т. п.)? |
Этот обычай напоминает нам о том, как во времена Храма в месяце адаре (за месяц до праздника Песах) со всех евреев начинали собирать по половине серебряного шекеля для нужд общественных жертвоприношений.
Обычай тройного пожертвования связан с упоминанием в Торе полушекелевого пожертвования евреев на нужды Храма. В описывающей это главе «пожертвование» упоминается трижды.
(РаМО, Орах хаим, 694:1)
Почему во время прочтения в Пурим свитка Эстер при упоминании имени Амана принято шуметь и топать ногами (в некоторых общинах принято шуметь лишь тогда, когда имя это сопровождается соответствующими эпитетами: «Аман-злодей», «Аман, потомок Агага» и т. п.)? |
Идея этого основана на словах Торы о народе Амалека, представителем которого и был Аман. Народ этот вошел в нашу историю как ненавидящий евреев исключительно из идейных соображений, вопреки выгоде и расчету. Они готовы проиграть во всем, но лишь бы навредить евреям — именно они решились напасть на евреев, оставивших за собой в руинах мировую империю – Египет, да еще чудесным образом прошедших по морю.
Тора говорит об Амалеке так: «Сотри память об Амалеке из поднебесной». Эти слова мы и реализуем, устраивая форменный гам, заглушающий имя злодея.
(РаМО, Орах хаим, 694:17)
Почему в свитке Эстер нет ни одного упоминания Б-га? |
Потому что этот текст составлялся для государственных хроник Персидско-Мидийского царства.
(ТаЗ, Орах хаим, 334:11)
Свиток призван преподать нам урок: даже в ситуации, когда мы лишены ощущения Б-жественного присутствия, поступать следует подобно Мордехаю и Эстер. Мордехай прежде, чем предпринять политические шаги против указа Амана «разорвал одежды и посыпал голову пеплом» (иными словами совершил тшуву). Эстер прежде, чем пойти к царю с просьбой об отмене указа, постилась три дня (так же — для совершения полноценного раскаяния в ошибках и грехах).
Так же и мы должны осознавать, что истинным решением проблем будет реконструкция взаимоотношения с Б-гом (изучение Его Торы и исполнение Его заповедей). «Мирское» решение — лишь оболочка и реализация. Не следует путать главное и второстепенное.
(Ликутей сихот, том 3.)
Раввин Йосеф Херсонский