Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.05.2005
Самые актуальные вопросы, которые люди задали раввинам на прошедшей неделе:
Может ли женщина стать раввином?
Поможет ли Каббала найти утерянное?
Существуют ли «кошерные» измены?
Вредит ли жильцам «аура» квартиры?
Влюбилась в раввина. Как быть?
Как импортировать в Россию кошерные продукты?
Что делать на кладбище?
Есть ли праведники среди неевреев?
1 | Ариэлла |
|
А может женщина стать раввином? Спасибо. | ||
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно сначала решить, кого мы называем раввином и в чем заключаются его обязанности.
Первую часть вопроса, чтобы никого не обидеть, оставим за рамками нашего обсуждения. Да она и не принципиальна для темы нашего разговора.
Проверим лучше, в чем заключаются обязанности раввина и может ли женщина (не сточки зрения личных данных — в том, что у них достанет таланта, никто не сомневается, — а только в контексте того, допустимо ли это с точки зрения еврейского закона, hалахи) с ними справиться.
В книге «Тшувот вэ-hанhагот» перечисляется следующий список обязанностей раввина общины: 1. Обучать членов общины Торе и постановлять для них в hалахических вопросах.
Итак, первый вопрос: может ли женщина обучать народ Торе и выносить hалахические постановления?
Мнения на этот счет расходятся. В Талмуде упоминается женщина, которая это делала. Это пророчица Двора . На основании этого «Биркей Йосеф» делает вывод, что женщина вполне может постановлять в hалахических вопросах. Кроме того, он ссылается на «Хинух» , из которого следует то же самое.
И в Талмуде, и в более поздней литературе упоминается немало женщин, которые этим правом активно пользовались, не вызывая никакого недовольства у большинства мужчин (интересующимся темой могу порекомендовать, например, книгу проф. Гросмана «Хасидот у-мордот», в которой рассказывается о положении женщин в европейских еврейских общинах эпохи средневековья и приводится масса поразительных примеров). В наше время аналогичное постановление вынес, например, главный раввин Израиля р. Бакши-Дорон.
Порядка ради вспомним и тех, кто запрещал женщинам выносить hалахические постановления (вам ведь, кажется, они были нужны?). И тут мы можем назвать пару громких имен: «Маген Авраhам» и «Шаарей тшува» . При всем безграничном уважении к этим великим законоучителям, их утверждения как-то не стыкуются с известными нам историческими фактами. А позиция рабби Элиэзера, которого цитирует «Маген Авраhам», в эпоху победившего хасидизма и вовсе выглядит несколько непонятно.
Итак, первый пункт женщина может выполнять.
Что касается второго и третьего, то в том, что способность женщины заниматься организаторско-административной работой и перещеголять на этом поприще любого мужчину сомнений, кажется, не вызывает. Проблема в том, что речь, вне всяких сомнений, идет об общественном РУКОВОДЯЩЕМ посте. И совсем не понятно, может ли женщина, согласно hалахе, занимать подобную должность.
РаМБаМ , например, постановляет: категорически нет. Но главный раввин Израиля р. Мордехай Элияhу, да продлятся его дни, — что решение РаМБаМа верно лишь для должностей национального значения (вроде членов Санhедрина ), а на местном уровне — можно. Что решает нам и эту проблему.
Почему же нет женщин – дипломированных раввинов, хотя в наше время для получения такого диплома требуется несоизмеримо меньше усилий, чем, скажем, лет сто и даже пятьдесят лет назад?
Потому что смиха (диплом раввина) — это, в наше время, является, в первую очередь и главным образом, знаком выражения доверия и признания учителя ученику . Которое, в силу различных исторических, психологических, социальных и политических причин, почти ни один современный раввин не готов дать женщине. Из тех, у кого хватило бы убежденности и смелости на подобное мне вспоминается только р. Рискин, раввин городка Эфрата. Но если попробовать выразить общественный вес раввинов в армейских званиях, р. Рискин, наверное, старший сержант. А нам для пущей солидности и значимости нужен, как минимум, подполковник. Ну, в самом крайнем случае, майор на подполковничьей должности.
В общем, главная (считай, единственная) реальная причина, по которой женщина не может быть раввином, следующая: общественность к этому не готова.
Всего наилучшего!
|
2 | Zwi |
|
Шалом, уважаемые раввины! | ||
Информация правдивая. Что касается поисков ковчега завета, то я лично больше рассчитываю на помощь Мошиаха в этих поисках. С другой стороны, в искренности намерений профессора Джонса сомневаться тоже не приходится.
Поживем — увидим. |
3 | Михаил |
|
Уважаемые раввины, если в каком-либо народе принято, что замужняя женщина может иногда спать с другими мужчинами, кроме мужа, можно ли сказать, что институт брака (в hалахич. смысле) у этого народа отсутствует? | ||
Что значит «считать, что его нет», когда он есть? Только не соответствует заповедованному Всевышним (см. Мишне Тора, Млахим, 9:5). Считать, что института брака не существует, можно, когда речь идет о ситуации, когда все жены и мужья общие, или ситуации, близкой к этому. А если замужняя иногда может, то это — просто это самое слово, отягощенное наличием института брака.
Если это официально признано или любой брак заключается с условием, что женщина вольна спать и с другими мужчинами, то это вообще не брак. Если же вы подразумеваете, что у какого-то народа женщины имеют привычку изменять своим мужьям, то это полноценный брак, а про женщин и мужчин, с которыми они изменяют, можно сказать много всяких неласковых слов.
|
4 | Анжела |
|
Мы купили квартиру, в которой, как потом выяснилось, угорели люди. | ||
Лучше всего вам было бы постараться начать исполнять заповеди, хотя бы постепенно (кашрут, субботу). Чрезвычайно важно давать пожертвования на евреев (синагога, нуждающиеся). Всевышний обещает, что если мы будем выполнятьЕго волю как свою, то Он исполнит нашу как Свою.
За подробной информацией о законах Торы обратитесь к ближайшему раввину.
|
5 | маринэ |
|
Уважаемые раввины! Что делать, если молодая девушка влюбилась в женатого раввина? Сама не могу справиться со своими чувствами, даже думаю уйти с работы. Спасибо за ответ. | ||
Уважаемая Марина! Чувства — вещь серьезная и заслуживают уважения. Но человек тем и отличается от животного, что он не находится во власти своих чувств. Если наши чувства толкают нас на то, что является злом, то они нас обманывают.
Ни один человек в здравом разуме не украдет чужую вещь, обосновывая это тем, что она ему понравилась. Это значит, что тот, кто Вам понравился, не подходит Вам, даже если бы он и не был бы женат. Вас ждет тот, с кем Вы будете по-настоящему счастливы, а чувства, о которых Вы говорите, — ложь, которая пришла лишь помешать Вам в Ваших поисках.
Что касается практических шагов, то если эти рассуждения не поменяют Вашего восприятия, Вам действительно стоит поискать другое место работы.
С пожеланиями успешного и скорейшего нахождения своей половины,
|
6 | Елена |
|
Здравствуйте! Мы начинаем поставку кошерных продуктов питания из США. Есть сертификат, подтверждающий кошерность товара. Подскажите, где можно найти знак кошерности, чтобы поместить его на этикетки с русским переводом? | ||
Логотип можно взять у той организации, которая сертифицирует кошерность продукции. Либо обратитесь за помощью в Департамент кашрута России: [email protected]
Если же Вы работаете по Украине, то — к нам: [email protected].
|
7 | Михаил |
|
Уважаемые раввины, у РаМБаМа написано, что нельзя посещать могилы (если перевод правильный). А действует ли этот закон сейчас? | ||
Вряд ли имеющийся у Вас перевод правилен. Открываю том «Мада» из РаМБаМовской «Мишне Торы» в разделе «Тшува» (2:11). Здесь говорится о том, что если человек не успел принести извинения обиженному при жизни последнего, то он приходит на его могилу в сопровождении десяти человек и приносит извинения в их присутствии.
Ага! Значит все-таки можно посещать могилы!
Можно и нужно. Что и делают.
РаМБаМ многократно пишет о посещении кладбища, например в законах семи постов, когда «все идут на кладбище» (Цомот, 16:29). Проверьте внимательно, о какой конкретно ситуации говорится в тексте, который Вы читали. Потому что есть случаи, когда на кладбища ходить нельзя, например назорею, коэну, лицу, проходящему очищение перед посещением Храма и т. п. Или же (отделяю) на кладбище нельзя ходить для проведения всевозможных некрологических сеансов.
|
8 | Михаил |
|
Уважаемые раввины, должны ли быть какие-то различия (с позиции hалахи) в поведении еврея по отношению к современному бен-ноаху (нееврею, сознательно соблюдающему 7 законов и принявшему еврейское мировоззрение), известному евреям как бен-ноах и ставшему в опр. степени частью какой-либо общины евреев, и к мусульманину (соблюдающему 7 законов, но несознательно и с искажениями)? | ||
Того, кто соблюдает 7 заповедей исходя из того, что Моше получил их на горе Синай и, как следствие, воспринимает их как единственно верный путь, данный Б-гом народам, РаМБаМ называет праведником народов мира.
Того, кто соблюдает то же самое, но по иной причине, — мудрецом народов.
Если добавить к этому личностные-человеческие факторы (рассматриваемых нееврея и окружающих его евреев), получим ответ на Ваш вопрос.
Безусловно, отношение будет различным. Каким точно — зависит от упомянутых субъективностей.
|
У Вас возник вопрос? Задайте его раввину!
Раввин Йосеф Херсонский