Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.07.2005
andrushka_il | ||
Уважаемые равы! Почему в государстве Израиль ради спасения жизни человеку разрешено вживлять органы даже свиньи, а пересадка органов человека человеку не разрешена? В случае, когда донор уже труп а орган еще не потерял свои качества, многие нуждающиеся в имплантации при возможности делают это в больницах Европы. Есть ли hалахический запрет на трансплантацию? Спасибо! | ||
Если не углубляться в дебри, то hалахических запретов (с точки зрения законов Торы) на пересадку органов нет (что вовсе не означает, что нет связанных с этим проблем). С пожертвованием восстановимых органов от живых (кровь, костный мозг, кожа) никаких трудностей не возникает. Большинство авторитетов разрешают пожертвование почки (с разумными оговорками и соблюдением буквы закона). Проблема возникает, если органы пересаживаются от мертвых, причем дело здесь не в самой пересадке, а в установлении момента смерти донора. Дабы не вступать в бесконечно сложные hалахические тонкости, скажем, что Раввинат Израиля в 1986 г. официально установил считать моментом смерти прекращение мозговой деятельности после теста BERA. Большинство раввинов, поддерживающих решения Раввината (например, р. Юваль Шерло), считают пожертвование органов после смерти мицвой (исполнением заповеди о спасении жизни, — прим. Ред.). В 1985 г., по свидетельству р. Моше Тендлера, в США состоялась пересадка системы «сердце – легкие» по предварительному согласию р. Мойше Файнштейна и р. Менахема-Мендла Шнеерсона, рабби из Любавичей (здесь следует оговориться, что есть и другие мнения, — например, р. Вальденберга). Заметим, что здесь присутствует целая серия проблем, достаточно интересных для обсуждения, но почти не влияющих на суть простого ответа. Сказанное здесь не следует принимать как руководство к действию, и по каждому конкретному случаю следует проконсультироваться с грамотным, специализирующимся в медицинских вопросах раввином. С уважением,
Р. Равиц, давая по этому поводу интервью, полушутя заметил, что, наконец, понял зачем Всевышний сотворил человека с двумя почками: одну — чтобы пользоваться самому, а другую — чтобы пожертвовать тому, кто в ней нуждается. А если серьезно, то это — принципиальный момент: «предоставление» органов для пересадки — исключительно право (и то — лишь в случае, когда жизни донора ничего не угрожает), но ни в коем случае не обязанность (даже если речь идет о спасении одной или даже нескольких жизней). Это верно даже в том случае, когда речь идет (как на примере Равице) о пересадке от сына отцу и т. п. Поэтому, кроме прочего, пересадку ни в коем случае нельзя делать без согласия донора. Что же касается пересадки органов усопших, тот здесь имеются два условия. Первое: если это и допустимо (с чем согласны далеко не все), то исключительно тогда, когда речь идет о спасении жизни (по некоторым мнениям) и о сопоставимых со спасением жизни ситуациях с hалахической точки зрения — например, о спасении зрения. Второе: (жизнеобеспечивающие, — прим. ред.) органы можно извлекать только после смерти человека. Если дело происходит в месте, где абсолютное большинство врачей и пациентов — неевреи, можно положиться на мнение, согласно которому для установления момента смерти достаточно остановки работы мозга, и принимать органы извлеченные после ее наступления. Если же высока вероятность того, что органы будут извлекаться евреями из тела еврея, то правильнее всего дождаться полной смерти (т. е. остановки и мозга и сердца) и лишь в крайнем случае — остановки мозга, но только при наличии предварительного согласия донора. Дай Б-г, чтобы никогда и ни у кого не возникала необходимость в этой самой пересадке органов и проблема рассматривалась только на теоретическом уровне Всех благ! |
Тематические материалы:
Риск жизнью ради спасения жизни