Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.10.2005
В седьмой день месяца cивана Моше (Моисей) взошел на гору… Семнадцатого тамуза были разбиты Скрижали. Восемнадцатого он сжег [золотого] тельца и судил свершивших прегрешение. Девятнадцатого взошел на гору, где пребывал 40 дней и молил о милости. Первого элула он взошел получить Вторые Скрижали и пребывал на горе 40 дней. Десятого тишрея Б-г вернул евреям Свое расположение, и было то к радости и полноте сердца, и сказано было Моше: «Я простил, как просил ты», — и так были даны Вторые Скрижали.
(Комментарий РаШИ к Шмот, 32:1 и 33:11)
Если провести в лаборатории анализ единственной капли морской воды, то она поведает о свойствах миллионов своих сестер, рассказав о каждой капле любого из океанов (…) События, происходившие в течение 120-ти дней (пришедшиеся на 2448/2449 год от сотворения мира (1313 до н. э.)) с евреями вскоре после того, как они осознали себя народом, были сжатым компендиумом всей истории человечества. И именно в этом периоде нашли отражение сами основы жизни на земле, весь ее ход и конечная цель.
(Из беседы Любавичского ребе, «Уроки торы – 3»)
Почему Йом Кипур (день прощения грехов) назначен на 10 тишрея?
Через пятьдесят дней после исхода из Египта, стоя у подножия горы Синай, евреи услышали от Б-га Десять заповедей. Моше (Моисей) поднялся на гору и, пробыв на ее вершине сорок дней, вернулся со скрижалями в руках. Вернувшись, он обнаружил, что за время его отсутствия евреи создали идола, золотого тельца.
Моше разбил скрижали. Сорок дней исправлял он с евреями этот серьезный грех, после чего вновь поднялся на гору, чтобы просить Творца о милости и прощении.
По прошествии еще сорока дней Б-г простил евреям грех, и Моше спустился с горы со вторыми скрижалями. Это произошло 10 числа месяца тишрея 2049 г. от сотворения мира. С тех пор Б-г назначил этот день днем искупления для раскаявшихся.
(Тора)
Другое объяснение:
Адам согрешил, съев плод Древа познания добра и зла, и это произошло 1 тишрея, в день его сотворения (соответствует первому дню Рош hа-Шана). Б-г позволил ему провести Шаббат (соответствует второму дню Рош hа-Шана) в состоянии райского сада, после чего вынес ему «выговор» (נזיפה) и отдалил от Себя на 7 дней, не обращаясь к нему. Последним днем отдаления был следующий Шаббат (9 тишрея), после чего Б-г вернул Адаму прежнее Свое расположение.
С тех пор канун Йом Кипур (9 тишрея, тогдашний второй Шаббат) — день пира, а сам Йом Кипур — день прощения грехов раскаявшимся.
(Таамей hа-минhагим у-мекорей hа-диним, с. 332)
Почему перед Йом Кипур принято исполнять обычай капарот?
Ни в коем случае не следует думать, будто капарот в самом деле искупают грехи. Судьба и страдания птицы заставляет человека задуматься над своим поведением (понять, что), раскаяться в грехах пред Всевышним и перед людьми.
(Кицур Шулхан Арух)
Почему «заповедь устраивать трапезу» в канун Йом Кипур?
Для того, чтобы ощутить тяжесть поста. Человек, приучивший себя к распорядку дня, не почувствует «ущемлений» графика. Еврей же приучен к посту в эти дни.
(Маhарит, 2:8)
К тому же, если человек будет поститься и 9 тишрея, то, возможно, окажется не в силах поститься 10-го, в Йом Кипур.
(Ликутей пардес)
Одно из объяснений посту — отказ от пищи, потому что не всегда еврей в состоянии «переварить» окружающий мир, совершать все поступки во имя исполнения воли Творца. Находясь в близости Йом Кипур, еврей, наверняка, изменил себя к лучшему. Поэтому теперь входит в силу обязанность максимально задействовать и использовать окружающий мир, «поднимая» заложенные в нем искры святости.
(Исмах Моше)
Почему «устраивающий трапезы в канун Йом Кипур будто бы постился оба дня»?
Идея поста — человек ущемляет свое тело и «ломает» телесные желания. Он отказывается от желания есть и пить, принимая волю Творца. Такое поведение дорого засчитывается перед Б-гом.
В 10 дней тшувы еврей настроен на самоанализ, проверку своих поступков вплоть до мелочей, сожалеет о содеянных проступках и ошибках настолько, что еда и питье ему в эти дни не в радость. Напротив, у него, возможно, возникает желание ввести свое тело и животные стремления в жесткие рамки, чтобы искупить свои грехи и не допустить их повторения. В канун Дня искупления грехов, Йом Кипур, такие мысли набирают еще больший вес. Отказ от еды и питья в этот день для еврея не мука, а желанная мера.
Тора говорит: «… Девятого числа вечером истязайте ваши души». Мудрецы говорят, что если в Йом Кипур истязание выражается отказом от желанных еды и питья, то в день до этого истязанием будет обратное — пир. Ибо настоящее служение — отказ от естественных желаний, исполнение воли Творца и мудрецов Торы вопреки привычному.
(Сифтей цадиким, гл. Эмор)
Почему в канун Йом Кипур принято есть креплах?
Красный цвет мяса — символ строгости (сфира гвура) Всесильного.
Белый цвет теста — символ милости (сфира хесед) Б-га.
В креплах белое покрывает со всех сторон красное. Это отражает отношение к нам Всевышнего: строгость присутствует, но обернутая милостью и снисходительностью.
(Зэра кодэш)
Почему в канун Йом Кипур принято просить у раввина синагоги ломтик лэкаха (медовика)?
В эти дни выносится решение о судьбе человека. Но решение о наказании может быть изменено, если человек совершит тшуву (раскается в содеянном и решит не повторять ошибок). Как же быть с вынесенным Высшим решением?
Мы уверены, что сделаем тшуву, но если все же предначертано нам быть наказанным бедностью и попрошайничеством, то пусть это наказание реализуется в том, что мы попросим у раввина кусок лэкаха!
Почему в канун Йом Кипур принято символически давать друг другу 39 ударов кожаным ремнем (малкот)?
Идея, лежащая в основе этого обычая, идентична идее просить лэках. Если мы и заслужили наказание ударами кнутов (такое наказание дается за преднамеренное и осознанное нарушение запретов Торы), то пусть лучше это реализуется в такой форме.
Почему в Йом Кипур принято надевать белые одежды?
Потому что в этот день евреи уподобляются ангелам-служителям. И поэтому надевают китл, чисто-белый халат, поверх обычной праздничной одежды.
К тому же китл подобен тахрихин (одежде, в которую одевают умерших), а это навевает человеку мысли о собственной ничтожности и помогает сделать тшуву.
(Левуш, 610:4)
Белая одежда ассоциируется с фразой «Если будут грехи ваши [краснеть], как красная шерсть, побелеют, как снег!».
(Маhаршал)
В чем значение фразы «… Мы позволяем [праведникам] молиться с грешниками» в молитве кол нидрей?
Говорится в трактате Менахот Вавилонского талмуда: «Пост, когда среди раскаявшихся нет грешников, не пост. Ведь даже в смеси благовоний, воскуриваемой в Храме, присутствовала Левона, запах которой плох!».
Наказание за некоторые из грехов — отлучение. Такие грешники не имеют права участвовать в общественной молитве. В этот день и им позволяют молится в миньяне, чтобы дать им возможность вернуться.
(Матэ Эфраим)
Почему в Йом Кипур к чтению Торы вызывают шесть человек?
Потому что этот день искупает грехи, совершенные в материальном мире, уподобленном шести будним дням недели.
(Коль бо)
Почему последняя из молитв Йом Кипур называется неила (затворение)?
Потому что в это время праведники уединяются с Творцом и просят за еврейский народ. К этой встрече нет доступа Сатану, обвинителю людей.
(Устная традиция от имени рабби Цви из Риманова)
Почему по завершении Йом Кипур 7 раз произносят «Б-г — Он Всесильный!»
Чтобы обозначить этим окончание священного дня и поднятие Б-жественного проявления на 7 небес.
(Магид таалума)
Почему по завершении Йом Кипур трубят в шофар?
Чтобы обозначить этим окончание священного дня и поднятие Б-жественного проявления. Как сказано об этом в Теhилим (Псалмах царя Давида): «Вознесся Всесильный в трубном звуке».
(ТаЗ, 623:2)
Это трубление напоминает о заповеди йовель (пятидесятого года), соблюдаемой во времена, когда большинство евреев живут в Святой земле и Храм отстроен.
(Коль бо)
Раввин Йосеф Херсонский