Top.Mail.Ru

Верю – не верю

21.11.2005

1.gifПредлагаем вашему вниманию подборку вопросов, ответы на которые дали раввины сообщества Rabbi.ru

Данная подборка является разделом готовящейся к изданию, книги рабочее название которой — «Rabbi.ru – избранное».

Определяющее отличие проекта Rabbi.ru от его аналогов в Интернете (включая англо- и ивритоязычные сайты-респонсы) — освещение самых разных граней иудаизма. Раввины спорят между собой, отстаивая собственные взгляды на Б-га и мир, в котором мы живем. Посетителю сайта остается только выбрать подходящий «лик Торы».


1. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?

Сергей Рапопорт
Объясните, пожалуйста, что такое вера.


Йосеф Херсонский:
Вера — уверенность, позиция, не вытекающая из системы доказательств, связанных с материальным миром, и не нуждающаяся в них.

Вера, как свойство, присуща каждому человеку: один бездоказательно верит в «судьбу», другой — в приметы. Все мы верим в науку, поскольку полагаемся на ее выкладки, не требуя каждый раз доказательств. Верим друзьям.

Вера в Б-га также относится к свойствам, присущем всем людям от рождения, но вследствие дурного воспитания или неправильной работы над собой она может исчезнуть или трансформироваться в веру во что-то иное.


Ицхак Ройтман:
В хасидском учении (хасидут) подробно объясняется идея «многослойности» души еврея. Та часть души, которая облачается в тело — это низший из «слоев», высшие же слои души пребывают в высших мирах, и через них свет высших миров проникает на нижние уровни, воспринимаясь нами как «свет души». Это и называется верой (эмуна на ирите). Я бы определил «веру» как «свет души».

Если конкретизировать, вера — это:

  • интуитивное ощущение Б-жественности,
  • уверенность в существовании Высшей силы как следствие того, что высшие ступени души «воспринимают» Б-жественность,
  • сущностная связь еврея со Всевышним.

Вера присутствует в каждом человеке от рождения, однако ее могут сокрыть внешние обстоятельства, и потому смысл работы человека над собой заключается в том, чтобы раскрыть эту веру. Задача и суть духовного главы каждого поколения, Моисея каждого поколения (Моше шэ-бэдор), названного Каббалой «пастухом веры» (роэ эмуна), — помочь каждому в раскрытии веры.


2. ВЕРА ИЛИ ЗНАНИЕ?

Саша
Шалом, уважаемые раввины.
Что нужно знать, а во что можно только верить?


Михаэль Кориц:
Шалом, Саша!
Вера и знание находятся в душе человека вместе, дополняя и восполняя друг друга.

Соотношение их постоянно меняется на протяжении жизни: то, что вчера относилось к области веры, сегодня относится к знанию.

Цэмах Цэдэк, третий в династии Любавичских ребе, сформулировал важнейший принцип, касающийся соотношения веры и знания: «Если то, что человек может познать, он оставляет в области веры, то это недостаток веры».


3. ОТРИЦАЮТ ЛИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЕВРЕИ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ?

sgi1981
Как вы относитесь к физической реальности и здравому смыслу?
Например, я верю только в физическую реальность и здравый смысл и абсолютно удивлен, как в такое время ещё у кого-то мировоззрение на религиозном уровне. Это должен быть пройденный этап развития человека.
Подумать только — удалять естественные датчики приятных ощущений, которые специально даны человеку природой для счастья! Помните — здравый смысл превыше всего. И он говорит: «НИЧТО НЕ ВЕЧНО». В том числе, и религиозные обряды и даже биологический вид человека. И чем быстрее искоренится обрезание ни в чем невинных и ничем не больных детей — тем лучше.
Вы верите в «духовную подоплеку» не потому, что это есть здравый смысл, а потому, что Вы родились там, где её внушают. Я бы не хотел стать жертвой такого внушения.
А почему люди считают СЕКС аморальным, а курение и злоупотребление алкоголя не аморальным? Ведь секс основан на правильной организации работы мозга, а курение и злоупотребление алкоголя — просто глупое издевательство над мозгом...


Йосеф Херсонский:
Поначалу собирался возразить. Хотел начать с того, что утверждение «я верю только в физическую реальность и здравый смысл» — абсурдно. В материальный мир и здравый смысл верить вовсе не нужно — их мы видим и ощущаем. Я не верю в существование солнца, я вижу его. Верят в то, что невозможно ощутить органами чувств и эмпирически проверить.
Однако, поразмыслив, пришел к выводу, что вера действительно присутствуетКомментарий. Т. е. чувствуется отношение, превышающее здравомыслие:

— «Это должен быть пройденный этап развития человека»
— «Чем быстрее искоренится обрезание ни в чем невинных и ничем не больных детей — тем лучше»
— «Секс основан на правильной организации работы мозга».

Утверждения — с неизвестно на чем основанными уверенностью и убежденностью. Не знаю, какой такой однозначной информацией Вы обладаете, в то время как, к примеру, среди ученых нет единого мнения в отношении пользы обрезания (мы-то делаем его не ради пользы/вреда), а иудаизм НЕ считает секс аморальным (это Вы с некоторыми течениями христианства перепутали).

Так на каком же основании Вы считаете свою веру предпочтительнее той, которую сквозь века несут евреи, народ, не обделенный ни интеллектом, ни эмоциями?!


4. ПРИНУЖДЕНИЕ К ВЕРЕ

Леонид
Уважаемые раввины! Стоит ли принуждать себя к вере в Б-га? Именно принуждать, так как я согласен со словами, приписываемыми Лапласу "Я не нуждаюсь в Б-ге, как в гипотезе". Составленная мной картина мира объяснима и без Б-жественного присутствия.


Михаэль Кориц:
Уважаемый Леонид!

Принуждать к вере не только нежелательно, но и невозможно.

А вот обязать себя размышлять на темы мироздания очень даже полезно. Как и изучать исследуемый предмет.
Начните — и Вы, возможно, узнаете о предположении ЛапласаКомментарий, считавшего, что хорошая счетная машина может рассчитать будущее лишь на основе простых механических расчетов и никакими другими навыками ей, следовательно, обладать не нужно.

Наука далеко ушла от такой точки зрения, и современные ученые оценивают ее роль намного скромнее.


5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРЫ

Леонид
Как практически доказать неверующим людям присутствие Б-га?


Довид Фельдман:
Шалом!
Рекомендую Вам ознакомиться со следующими книгами:

«Две истории сотворения мира» (Пинхас Полонский, изд-во «Маханаим», Иерусалим)
«В Начале. Сотворение мира и наука» (Натан Авиэзер)

Если не найдете их на прилавках магазинов, поищите в Интернете.

Кроме этого, хочу привести вам простую аналогию: когда вы видите какой-либо предмет, то всегда понимаете, что существует и тот, кто его сделал. Самый сложный компьютер не появился сам по себе, а Вселенная, которая в миллиарды раз сложнее, уж тем более не могла появиться случайно.

Хотя, в принципе, тому, кто не верит и не хочет верить, сколько доводов не приводи, все равно ничего не докажешь.


Шауль Айзек Андрущак:
Уважаемый Леонид!
К уже предложенному Вам списку литературы хотелось бы добавить первую главу «Мастера и Маргариты», в которой происходит знаменитый спор на Патриарших прудах.

Полагаю, Вы и сами догадываетесь, что существуй неопровержимое доказательство «существования» (или присутствия, как Вы это назвали) Б-га, то мы, служители культа, шагали бы по жизни с ним наперевес и валили им народ направо и налево, не беря пленных. Но его не существует. И, судя по некоторым изречениям Устного предания (мидраш), наверху таким положением вещей довольны.

Несколько же облегчает жизнь то обстоятельство, что евреев не нужно убеждать в том, что Б-г есть! Они с этим знанием рождаются и умирают. Все, что требуется, так это попробовать убедить их сделать напрашивающиеся практические выводы. А вот это бывает не под силу даже величайшим мудрецам и чудотворцам.
Рассказывают, что однажды на аудиенцию к пятому Любавичскому ребе явился Ахад hа-АмКомментарий, один из крупнейших представителей секулярного еврейства того времени и очень приличный, по любым меркам, писатель.

По завершении визита один из секретарей поинтересовался у Ребе, не стоило ли вернуть господина писателя на путь Торы, чтобы дело могло иметь положительный резонанс. Заманчиво, конечно, отвечал Ребе, но есть типы, настолько высококультурные, что даже личная встреча с Г-сподом Б-гом не заставит их изменить свои взгляды.

Из этого вовсе не следует, что не стоит и пытаться. Слово не зря приравнено к штыку… Рано или поздно может и достать.

А потому пробуйте, не переставая!


Ашер Альтшуль:Комментарий
Уважаемый Леви!
На Ваш вопрос в принципе нет универсального ответа, но я попробую представить Вашему вниманию следующее суждение.

Доказать существование Б-га НЕВОЗМОЖНО. Как и доказать Его не-существование. Любые попытки обречены на провал. Единственное возможное восприятие Б-га — ВЕРА. В неправильном понимании веры и заключается проблема. Наиболее распространенное утверждение — «я верю в то, что я знаю» является в корне неправильным. Я не побоюсь сказать, что вера исключает знание, так же как знание исключает веру. Что я имею в виду? Для знания необходимо доказательство. В тот момент, когда человек что-то доказал, он обладает знанием и вера ему просто не нужна. Вера же как таковая не нуждается в доказательстве, а если какое-либо положение, принимаемое на веру, будет доказано, то вера в него самоисключается. Поэтому верить во что-то доказуемое — абсурд и интеллектуальная слабость. Весь окружающий нас мир материален и поэтому доказуем. Во что же тогда верить? Ответ прост. Единственное поистине недоказуемое понятие — это Б-г. И только в Него вера может быть полноценной, т. к. Б-г как таковой недоступен даже для определения Его конкретной характеристикой, стоит выше постижения человеческого интеллекта. Но вера в Б-га — только основа, на которой должны строиться знания.


Йосеф Херсонский:
1. Внесу поправку в слова р. Ашера:

Существование доказательства зависит от системы доказательств/аргументов, убеждающих того или иного человека. Действительно, материалистических доказательств/опровержений существования Творца нет. Но, возможно, на Ваших знакомых подействуют иные аргументы. Все зависит от того, что из себя представляют Ваши друзья. Думаю, что стоит посоветоваться с раввином в офф-лайне, который на месте сможет оценить ситуацию.

2. По своему личному опыту скажу, что к вере и исполнению заповедей приводят человека не доказательства, а поиск внутреннего согласия с верой и религией.

Это вопрос духовного поиска. И, на мой взгляд, нужно убеждать не в вере, а в надобности Б-гоискательства.

Ицхак Ройтман:
Идея о том, что вера противоречит знанию, — извините, чистое христианство. В иудаизме вера дополняет знание. РаМБаМ в Книге Знаний говорит: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий», — т. е. существование Всевышнего — это вопрос знания, а не только веры.

О соотношении знания и веры см. также беседу Любавичского ребе «Ки Тиса» (5711 году от сотворения мира [1951 году по светскому календарю]).

В вере (эмуна) есть три аспекта:

  1. Вера, которая приходит как результат философского исследования, — такая вера есть также у праведников всех народов мира
  2. То, что евреи называются «верующими» (мааминим), — это более высокая вера, которая имеется только в еврейском народе
  3. То, что евреи называются «сынами верующих» (бней мааминим), — вера, приходящая по наследству от нашего праотца Авраhама.

Далее в своей беседе Ребе объясняет, что эти три ступени соответствуют трем типам раскрытия Б-жественности в мире: это мемале (Б-жественный свет, редуцированный до уровня нашего мира), совэв («окружающий» свет), ацмут (сущность).

Существование первой ступени однозначно постижимо разумом. Доказательство на этом уровне также давно известно — «нет вещи, которая бы сама себя сотворила». В
XX веке это доказательство получило более строгую формулировку в виде второго начала термодинамики, однозначно «запрещающего» самопроизвольное течение процессов упорядочения. Более того, поскольку «в замкнутой системе энтропия увеличивается», логично сделать вывод, что даже для поддержания существующего порядка вещей также необходим «луч» Б-жественной энергии. Генетика утверждает, что живые организмы устроены гораздо сложнее (и гораздо устойчивее), чем об этом можно было предположить во времена Дарвина. Развитие информатики показало, что устройство человека и отдельных его органов сродни сложнейшему и совершеннейшему компьютеру (причем «алгоритмы» хождения, распознавания образов, распознавания речи, не говоря уже о мышлении — это сложнейшие «вычислительные машины»). Статистика доказывает, что вероятность самопроизвольного зарождения жизни исчезающе мала. Физика — что наиболее вероятно происхождение Вселенной как результата «большого взрыва» — а эта идея непосредственно ведет к книге Берейшит (Бытие).

Можно задать вопрос — почему же тогда значительная часть человечества продолжает отрицать существование Всевышнего? Ответов несколько:

— Во-первых, многие все же готовы говорить о «Высшей силе и «Судьбе», «Наказании» и «Награде», при этом «не догадываясь» что они уже верят в Б-га.

— Во-вторых, кто сказал, что человек — логичен?

— В-третьих, каков процент людей, думающих самостоятельно, а не принимающих как данность мировоззрение окружающего их общества?

И, наконец, самое главное — внутри каждого человека присутствует дурное начало (йецер
hа-ра), способное отрицать очевидные и логичные факты.

Но, как уже говорилось, это проблемы восприятия и способности логически мыслить и делать выводы, а не проблемы собственно доказательств.


6. ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ВЕРЫ

Arthur
Шалом
Я учусь в католической, несколько религиозной школе (она престижная и рядом с домом). Через месяц на уроке религии будет проводиться ознакомление с иудаизмом. Среди моих предков и друзей были/есть евреи, поэтому ответственность подготовить материал я с радостью взял на себя. Во-первых, для нееврея я сравнительно много  знаю об  иудаизме, во-вторых, хочу углубить и расширить знания и ими поделиться с одноклассниками. Вопрос заключается в просьбе порекомендовать материал в Интернете, книгах. Какие темы, по Вашему мнению, следовало бы затронуть?

Михаэль Кориц:
Уважаемый Артур! Рекомендую Вам посмотреть материалы, помещенные в разделе Традиция на сайте www.jewish.ru

На мой взгляд, важно показать иудаизм как первопроходца монотеизма и его хранителя для всего человечества. Важно рассказать об уникальности Синайского Откровения.

Основное отличие иудаизма от других религий — это вера в единого Б-га и Тору, дарованную евреям на горе Синай.


7. ЧТО ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА ДАЛА МИРУ?

Б. Ланцман
В каком смысле Вы считаете, что многие еврейские (наверное, не еврейские, а Б-жественные и в этом суть) идеи стали уделом человечества? Заранее благодарю за ответ.

Михаэль Кориц:
Уважаемый господин Ланцман! Под верой подразумевается способность разума воспринимать сверхрациональные понятия. Вера, пришедшая в мир через евреев, — это представление о единстве этого иррационального начала. Она является и источником моральных норм. На мой взгляд, очевидны изменения, которые произошли с человечеством за последние три тысячи лет в аспекте веры. Влияние евреев часто происходило через непосредственный культурный диалог, но еще больше через упрямое сохранение этих норм как руководства в практической жизни.

Надеюсь, мне удалось объяснить свою точку зрения. Если нет, постарайтесь более детально сформулировать свой вопрос.


8. АСТРОЛОГИЯ. НЕДОСТАТКИ ОБЩЕСТВА ВЕРУЮЩИХ

Гость

Уважаемые раввины! Мне нужна помощь, я нахожусь в кризисе веры, если можно так сказать. Я начал свое знакомство с еврейством через книжки, которые рассказывали об  идеалах еврейства, о том, что соблюдающие евреи стремятся к высоким моральным идеалам, определенным Торой, о том, что Б-г один и един и Сам управляет этим миром и т. д. И вдруг я узнаю, что еврейские мудрецы говорят о том, что звезды определяют судьбу человека, есть мидраши об ангелах – «покровителях морей» и т. п., а многие соблюдающие евреи всячески скрывают свои заработки от государства, при этом вытягивая из него социальные пособия. Вся эта «смесь» просто выбивает меня из равновесия. Я понимаю, что без еврейства мне будет плохо, но и с ним мне сейчас не сладко. Подскажите, как выйти из этой ситуации? Что мне может помочь?

Борух Клейнберг:
Уважаемый Гость!
Вся наша жизнь выстроена из набора свободно выбранных нами приоритетов в жизни. Иначе говоря, каждый человек выбирает, что для него главное, а что — второстепенное, что из окружающих явлений причина, а что — следствие. Область «веры» здесь тоже не исключение. Так «вера» имеет принципы, которые говорят нам о приоритетах, главном и второстепенном, указывают, что причина, а что — следствие. Рекомендую ознакомиться с 13 принципами еврейской веры, сформулированными РаМБаМом. Так, из этих принципов следует, что мы придерживаемся нашей традиции, не потому что хорошие, праведные и умные люди этому следуют, это только следствие. Наш народ держится за традицию по той причине, что она имеет Б-жественное происхождение т. е. Творец мира вручил нам Тору — «инструкцию по эксплуатации» сотворенного Им мира и наделил нас особой миссией в нем. Мы верим в то, что вся Тора получена от нашего учителя Моисея (Моше-рабейну), включая все высказывания мудрецов Талмуда и последующих поколений (даже если они касаются ангелов, звезд, покровителей морей и т. п.). В силу этого, вся наша традиция незыблема, и если мы находим там видимые противоречия, то ответ надо искать не на стороне, и не в неверных положениях традиции, а в самой традиции.

Михаэль Кориц:
Уважаемый Гость!
Когда человек просит о помощи, лишний ответ не помешает. С Вашего разрешения, я бы выделил бы в Вашем вопросе два кризиса, связанные друг с другом лишь эмоционально.

1) Вопросы астрологии никогда не находились в центре внимания еврейской традиции. Без преувеличения, эта тема не занимает и одной десятитысячной части еврейской традиции. Всегда основная, генеральная позиция иудаизма по отношению к этой проблеме была и остается основанной на (мидраше), повествующем об Авраhаме, который был выведен Всевышним «из-под влияния звезд». Распространение в последнее время литературы по этому вопросу связано, скорее, с популяризаторской задачей привлечения к еврейской культуре через модную тему.

2) Вторая тема, Вами поднятая, действительно требует серьезных размышлений, и является обоснованной причиной для кризиса. В добавлении к очень правильным словам раввина Боруха, хочу лишь напомнить, что слово «общество» («цибур» на иврите) нередко расшифровывают как аббревиатуру  цадиким, бейноним и решаим (праведники, заурядные люди и злодеи). Бессмысленно искать полную праведность во всем обществе, а если сравнить ситуацию религиозного общества с его окружением, то картина не так уж и безрадостна. Впрочем, повторяю, что в любом случае эта не та тема, от которой надо отмахнуться, наоборот — следует найти пути ее осмысления.


9. БЕССМЕРТИЕ ДУШИ

meon
Будьте добры, объясните с т. зр. иудаизма, бессмертна ли душа человека и есть ли загробное воздаяние.
Если да, то где именно об этом говорится в ТаНаХе?

Йосеф Херсонский:
Меон!
1. Мне кажется, что Ваш вопрос навеян христианскими взглядами на эту проблему, поэтому советую ознакомиться с разделом «Евреи и христианство» нашего сайта.

2. По существу:

Вы задали 3 вопроса: а) бессмертна ли душа? б) есть ли награда/наказание после смерти? в) упоминаются ли а) и б) в ТаНаХе?

а) Обсуждая понятия смерти/жизни души, следует абстрагироваться от смысла этих терминов в материальном мире. Само понятие «времени» неразрывно связано с материальным миром, в отношении духовных процессов его не существует. Когда начинается любовь? Что было раньше «2х2=4» или «3х3=9»? Каков возраст ангелов? Такие абстракции адекватны только лишь при пересечении с реалиями материального мира. Когда ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ любовь? Чему СТОИТ ОБУЧАТЬ раньше (проще для восприятия человеческого мозга), «2х2=4» или «3х3=9»? Появляются ли у ангела, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ, признаки старения? И так далее.

«Бессмертие души» — естественное свойство души, ведь она не материальна, а с материей только соприкасается в этой жизни!

б) Поскольку свобода выбора и исполнение заповедей есть лишь в нашем материальном мире, то в духовных мирах, обиталище душ, есть лишь награда/наказание за совершенные в материальном мире поступки, но «заработать» там нечто новое невозможно.

в) Оба упомянутых пункта базируются на «догматах», основах нашей веры. Всего их тринадцать в принятой всеми течениями иудаизма формулировке РаМБаМа.

Считаю важным сказать, что ТаНаХом не исчерпываются ни еврейский закон, ни еврейское мировоззрение. Устная Тора была дана нам Б-гом на горе Синай вместе с Торой письменной. Ее постулаты не менее верны.

Михаэль Кориц:
Здравствуйте!
Вера в бессмертие души одна из основ веры. Вопрос Ваш охватывает очень большую тему, и на него не ответишь в двух словах. Посмотрите об этом в книге: «Я верю» (Г. Розенштейн, М. Шнейдер).

На часть из Ваших вопросов отвечает раввин Эвен Исраэль (Штейнзальц) в главе «Смерть» из книги «Простые слова» (изд-во Института изучения иудаизма под руководством раввина Адина Штейнзальца, Иерусалим).


10. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ

Яков
Шалом, уважаемые Рэбе!
Расскажите пожалуйста более подробно про гильгуль (переселение душ) евреев и неевреев. Как влияет на него то, что человек в предыдущей жизни занимался духовной деятельностью (ученый, поэт, музыкант, художник)? Заранее спасибо.


Александр РыбалкаКомментарий:
Реинкарнация (гильгуль нешамот) осуществляется исключительно для выполнения исправления души (тикун). Каждый последующий гильгуль определяется деятельностью человека при предшествующих реинкарнациях. Считается, что процесс переселения прекращается после того, как душа выполнит все 613 заповедей. Для этого приходится делать много «обращений» — ведь есть заповеди, налагаемые только на мужчин, или только на женщин, или только на священников (коhэнов), или только на еврейских судей. Наконец, есть специальные заповеди для неевреев (7 законов сыновей Ноаха).

Конечно, у человека, занятого духовной деятельностью, больше возможностей для осознания миссии души в этом мире. Осознание миссии может привести к соблюдению заповедей, так что связь возможна, хотя и косвенная.


11. ВЕРА ВМЕСТО ЖЕРТВЫ

Шима
Засчитывается ли вера жертвоприношения вместо собственно принесения жертвы если сейчас  жертвоприношений нет?

Михаэль Кориц:
Уважаемый Шима!
Вера — это одна из заповедей, и она не заменяет жертвоприношения. Мудрецы Талмуда сказали, что заменой жертвоприношений во времена, когда Храм разрушен, является молитва.

 

 

 

 

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}