Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.01.2006
Этот вопрос стал актуален в преддверии полета израильского космонавта Илана Рамона, да будет благословенна память его. Готовясь стать первым представителем еврейского народа в космосе, Рамон решил и там вести себя как подобает еврею, объявил о намерении соблюдать Шаббат и другие заповеди и обратился за консультацией к раввинам.
Поскольку полет еврея в космос был явлением небывалым, многие из знатоков закона Торы заинтересовались вопросами космонавта. И пришли к самым разным решениям.
Закон Торы (hалаха) носит прецедентный характер, т. е. вынесение нового решения должно основываться на схожем случае, упомянутом в Устной Торе. Достаточно веским обоснованием может послужить, к примеру, решение, вынесенное мудрецами Талмуда, упоминание в Каббале или Мидраше.
Но где отыскать прецедент космическому путешествию? Тем более, учитывая, что «эпоха создания прецедентов» завершилась более тысячи лет назад!
Направленные Б-гом исторические события полуторатысячелетней давности лишили нас компетентности, необходимой для создания новых прецедентных решений. Потому-то мнение современного раввина и должно «произрастать» из тех времен расцвета Торы, «эпохи прецедентов».
Тора не просто закон, а закон, ведущий к Б-гу. Посему требования к прецедентному решению высоки, они учитывают и мудрость законодателя, и его опыт (как в материальном, так и в духовном плане). Одним из необходимых условий при этом является соблюдение принципа непрерывности и качества передачи информации от дарования Торы до создания прецедента.
Вернемся к нашей проблеме. Итак, какое же из событий древности по условиям схоже с космическим полетом?
Главное отличие пребывания в космосе от жизни на земле (в контексте исполнения заповедей) — отсчет времени по движению светил на небосклоне: времена суток сменяются в зависимости от расположения солнца, а месяцы (в еврейском календаре) — в зависимости от фаз луны, видимых с поверхности планеты.
При здравом рассуждении нетрудно придти к выводу, что такие «простые» земные события, как утро и вечер, полнолуние и солнечное затмение, в космосе либо отсутствуют, либо носят условный характер.
ПУСТЫННОЕ МНЕНИЕ
Одни знатоки hалахи решили обосновать свое мнение относительно соблюдения субботы в космосе законами поведения заблудившегося в пустыне и потерявшего счет дням недели и месяца.
Мудрецы Талмуда говорят, что в таком случае еврей должен начать отсчет семи дней недели от того дня, когда обнаружил путаницу. Седьмой день будет отмечаться по-шаббатнему. А в остальные дни (с учетом вероятной ошибочности отсчета) стараться не совершать поступки, запрещенные в субботу.
Таким образом, в космосе, где привычный календарь крайне условен, субботой будет седьмые сутки полета, а в остальные дни космонавту-еврею следует заниматься научной деятельностью по одному из двух вариантов: а) заниматься только деятельностью, не нарушающей святость субботы; б) заниматься только очень важной, остро необходимой деятельностью.
Этим мнением руководствовался Илан Рамон.
ПОЛЯРНОЕ МНЕНИЕ
Другие специалисты решили «оттолкнуться» от правил соблюдения заповедей, «обусловленных временем», за полярным кругом. Полугодичные полярные ночь и день являют нам ситуацию, весьма схожую с космической, нарушением привычных нам ритмов смены суток и месяцев.
В этом случае одни раввины предлагают отсчитывать смену суток по часам ближайшей еврейской общины. Другие — по часам общины, к которой принадлежит еврей-полярник. Третьи — по часовому поясу Иерусалима.
ГОРНОЕ МНЕНИЕ
Иные из современных законодателей (в частности, раввин московского раввинского суда Исроэл Баренбаум) сочли вышеупомянутые мнения либо недостаточно обоснованными, либо не охватывающими нюансы пребывания в космосе.
Так, «полярное мнение» видится ими оригинальным, но несколько «притянутым». А «пустынное» — хотя и отвечающим на вопрос об искусственном отсчете дней недели, но никак не формулирующим более подробные правила поведения в рамках суток: чем руководствоваться, к примеру, в соблюдении «утренних» заповедей и т. п.
Эта группа знатоков Торы предлагает считать искомым прецедентом нормы поведения горных жителей. Расположение относительно уровня моря влияет на то, как скоро мы увидим закат и восход солнца. И насколько раньше — новую луну. А следовательно, как рано наступят утро, вечер, новые сутки (меняющиеся, согласно Торе, с выходом звезд) и новый месяц (начинающийся с появлением в небе луны).
Тот же фактор (расстояние от уровня моря) отличает от наземной ситуацию полета в самолете или на космическом корабле.
Талмуд, а вслед за ним один из наиболее авторитетных законодателей рабби Шнеор Залман, автор собственного свода законов «Шулхан арух hа-рав», считает, что находящиеся далеко от долины живут по правилам долины, над которой возвышается их дом. Т.е. сутки сменяются тогда, когда жители долины начинают видеть на небе звезды.
МНОГО ШАББАТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!
Таким образом, когда летательный аппарат (самолет или шаттл) находится над точкой Земли, на которой сейчас утро, пассажиры ведут себя по утренним правилам. Когда пролетают над городом, по календарю которого наступила суббота, — соблюдают субботние заповеди.
В отличие от самолета, космический аппарат в течение суток делает несколько витков вокруг Земли. Пролетая над линией перемены дат и разными часовыми поясами, космонавт в течение 24 часов получит несколько утр и вечеров, возможно, «зебру» из суббот и «несуббот».
Так может получиться и несколько суббот за одни сутки, и несколько вечеров за несколько часов.
СПАСАЯ ЖИЗНЬ
А стоит ли еврею вообще летать в космос, ставя себя тем самым в столь непростые ситуации?
Пожалуй однозначный ответ можно дать лишь в применении к ситуации, когда работа в космосе должна спасти жизнь живущим на Земле. Ведь только эта высокая миссия и только эта заповедь Торы могут оправдать несоблюдение прочих заповедей Творца.
Тора говорит: «… и будете жить ими (заповедями)» — жить ими, но не умирать, соблюдая их. Таким образом Б-г не обязывает еврея безоговорочно придерживаться заповедей, когда необходимо спасти жизнь путем их нарушения.
Ссылки по теме:
Евреи и космос – совместимо ли?
Раввинский ТОР — 44 (ответ №5)
Захоронение погибшего в космосе (Rabbi.ru)
Мистика вокруг трагедии (Rabbi.ru)
Раввин Йосеф Херсонский