Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.04.2006
Мудрецы задумывали пасхальный седер как 15 шагов, совершив которые, человек может достичь невероятных успехов.
Песах — это время, когда каждый еврей предпринимает личное путешествие от рабства к свободе. Чтобы придать нашим поискам правильное направление, мудрецы написали Агаду — книгу, рассказывающую о 15 шагах к свободе. Песах начинается 15 нисана. Мудрецы утверждают, что в этом сокрыт определенный смысл: подобно луне, вырастающей за 15 дней, наш рост должен занимать 15 постепенных шагов. Считайте эти шаги 15 кусочками некоего пасхального паззла. Соберете их вместе — и получите свободу!
1. КАДЕШ
В начале седера мы совершаем киддуш и освящаем день. Слово «киддуш» переводится как «особый», «уникальный». Первый шаг к свободе — это признание собственной уникальности. Вы обладаете определенным сочетанием талантов, умений и опыта, благодаря чему можете внести уникальный вклад в развитие мира.
В Египте евреи были вынуждены строить многоэтажные города Питом и Рамзес. Строительство происходило на болотистой земле, и каждый раз, когда евреи достраивали один уровень, он уходил под землю. Так вот, рабство — это жизнь, в которой нет места завершенности, достижениям, смыслу.
В Песах мы начинаем наш путь к свободе, задаваясь вопросами: «Какова самая большая потребность человечества? Как я могу внести наибольший вклад в дело развития и защиты нашего мира? И… что мне со всем этим делать?».
2. УРШАЦ
Талмуд спрашивает: «Почему мы совершаем омовение рук именно в этот момент седера?». «Потому, что это необычное действие, которое подталкивает детей к вопросам». Само название — Агада — переводится как рассказ, ибо цель седера — порождать любопытные вопросы и давать удовлетворяющие ответы.
Все мы испытывали чувство священного трепета при встрече с потрясающим человеком или при чтении новой просветляющей книги. Мы, взрослые, можем оказаться порабощенными идеей о том, что «знать все» — сложно и даже невозможно. Песах учит тому, что истинная свобода отражается в умении относиться к жизни с детской заинтересованностью. «Кого можно назвать мудрым человеком? — спрашивает Талмуд. — Того, кто учится у всех».
Песах — это праздник весны, радости и обновления. Нисан — это первый месяц. Само слово «месяц» («ходеш»), состоит из тех же букв, что и слово «новый» («хадаш»). Седер наполнен необычными действиями. Будьте любопытными. Учитесь у самой жизни. Будьте свободными.
3. КАРПАС
Мы берем зелень и овощи и благословляем Б-га за создание плодов земли. Благодарность освобождает. Талмуд говорит: «Кого можно назвать богатым человеком? Того, кто доволен тем, что у него есть».
Эта благодарность появляется в результате концентрации на деталях. Например, чтобы зелень и овощи попали на наш стол, их нужно было посадить, вырастить, собрать урожай, упаковать, перевезти, разгрузить, поставить на витрину и выбить чек при продаже… и только затем их можно принести домой. Если бы мы действительно ценили то, чем владеем, мы бы постоянно провозглашали: «Жизнь — это чудесный дар!».
На более глубоком уровне мы погружаем овощи в соленую воду, чтобы осознать: даже эти вещи кажутся горькими — потеря работы или разрыв в отношениях, в конечном итоге, совершаются к лучшему.
Благодарность — это отношение. Она требует постоянных усилий и внимания. Еврей старается произносить 100 благословений в день. Награда за это — освобождение.
4. ЯХАЦ
Мы разламываем среднюю мацу и откладываем ее в сторону, позже она станет афикоманом. Зачем мы ломаем мацу сейчас, если она понадобится нам гораздо позже? Мы делаем так потому, что секрет свободы заключен в предвосхищении своего будущего и воплощении его.
Определением зрелости является способность предпочесть большее наслаждение, которое может быть испытано позже, немедленному, но меньшему. Дети не умеют рассматривать жизнь под этим углом и требуют незамедлительного вознаграждения. (Почему не стоит есть 10 конфет сейчас? Потому что потом у тебя разболится живот.) Взрослые должны бросить себе вызов и учиться принимать во внимание долгосрочные результаты и последствия. (Почему бы не жениться на этой нееврейке, раз я в нее влюблен? Потому, что в будущем это принесет семейную напряженность, трудности детям и отдаление от собственных корней.)
«Кто такой мудрый человек? — спрашивает Талмуд. — Тот, кто видит будущее». Мы разламываем средний кусок мацы не для данного момента, а для будущего. Потому что истинная свобода заключается в долгосрочном предложении.
5. МАГГИД
Мудрецы говорят, что дар речи — это уникальная способность, дарованная человечеству. Речь — это инструмент строительства и создания. Б-г использовал ее при творении мира («И сказал Б-г: «Да будет свет!»), каббалисты — для создания голема.
В вечер седера мы используем дар речи в центральной части Агады: мы рассказываем историю Песаха. Само слово «песах» соединяет в себе два слова: Пе и Сах, что означает «рот говорит». И, наоборот, ивритское слово, обозначающее «фараон», представляет собой комбинацию слов Пе и Ра, или «плохой рот». Ибо речь, даруя силу созидания, может привести и к разрушению. Сплетни и клевета разрушают семьи и общины.
В Песах мы используем речь для созидания, «строительства» человечества — через общение, объединение и оказываемую друг другу поддержку. Мы не спим почти до самого утра, пересказывая историю нашего исхода, пробуя на вкус радость свободы и разделяя ее друг с другом.
6. РАХАТЦА
Одним из аспектов свободы является умение приподнять себя над самым маленьким общим знаменателем. Все мы испытывали сенсорную атаку на нас в виде рекламных щитов, говорящего фоном радио, нескромной рекламы и насилия на телевидении.
На седере в качестве приготовительного шага перед употреблением мацы мы моем руки. Мы делаем это для того, чтобы осознать, что именно мы собираемся вкушать. Тот, кто заботится о своем духовном и физическом здоровье, обращает особое внимание на любое потребление: такой человек осторожно относится к выбору фильмов, к выбору друзей, в окружении которых проходит большая часть времени, анализирует этические нормы, которых стоит придерживаться в бизнесе. Улицы наполнены великим числом возможностей. Но мы не должны поглощать их все без разбора.
Мы «омываем руки» чтобы очиститься и дистанцировать себя от нездорового влияния. Свобода — это возможность сказать: «Я выбираю не принимать в этом участия».
7. МОЦИ
Мы совершаем благословение «хамоци» для того, чтобы отблагодарить Б-га за то, что Он «сотворил хлеб на земле». Это звучит странно — ведь Б-г дает нам с земли пшеницу, а уже человек превращает ее в хлеб! На самом деле, Б-г дает нам два дара: во-первых, сырье и, во-вторых, инструменты для преобразования сырья в жизнь.
Технологический характер нынешней цивилизации не дает нам увидеть истинную красоту Б-жьего творения. Мы регулируем окружающую среду кондиционерами, синтетической пищей, косметической хирургией и генной инженерией. Человечество вплотную подошло к опасной «игре в Б-га». Но на самом деле человек не в состоянии создать что-либо идеальное; он может только настроиться на волну наивысшего совершенства Б-га. Что является более потрясающим явлением — суперкомпьютер или человеческий мозг? Десять миллиардов клеток, расположенных между нашими двумя ушами, представляют собой мощную коммуникационную систему в сотни раз превосходящую любую коммуникационную систему на Земле.
Когда мы совершаем «хамоци», мы держим мацу всеми десятью пальцами. Это напоминает нам о том, что хотя эта еда и создана руками человека, она является еще одним даром Создателя этой жизни и Опоры этого мира.
8. МАЦА
Как и хлеб, маца состоит из муки и воды, которые замешивают до состояния теста и пекут. В чем разница между ними? А в том, что хлебное тесто заквашивается на дрожжах на протяжении 18 минут. Маца же, которую мы едим на Песах, готовится очень быстро.
Написание слова «маца» очень похоже на написание слова «мицва»: подобно тому как в приготовлении мацы не должно быть промедлений, так не должны мы откладывать и выполнение мицвы. Внутренний смысл мацы — пользоваться каждой данной возможностью. Односекундное промедление может составлять разницу между использованной и впустую потраченной возможностями.
Почему именно 18 минут? Потому что число 18 являет собой гематрию (числовое значение) слова «хай», жизнь. Если бейсбол называют игрой, зависящей от дюймов, жизнь — это игра, зависящая от секунд. Талмуд рассказывает о людях, которые погрузились на самую глубину человеческой природы, а потом, в один момент озарения, навсегда перевернули свою жизнь. Седер учит нас не только разнице между мацой и хлебом. Он учит видеть разницу между жизнью и смертью.
9. МАРРОР
На седере мы говорим: «В каждом поколении они снова встают против нас, чтобы снова истребить нас». Египтяне ломали нам спины и дух. Римляне разрушили Второй храм, еврейская кровь текла реками. И так было в каждом поколении: Крестоносцы, инквизиция, погромы, Холокост, арабский терроризм… Настойчивое и не поддающееся никакой логике насилие забрасывало наш народ в каждый уголок земного шара. Откуда эта ненависть к нам?
Талмуд говорит, что ивритское слово «ненависть» имеет отношение к слову «Синай». На горе Синай еврейский народ получил в наследство основы морали и справедливости — послание, невыносимое для сил зла. Мы научили мир «перековывать мечи на орала». Мы научили мир «любить своего соседа как самого себя». Мы научили мир тому, что равенство выше справедливости и что восхищаться надо не богатством и властью, а всем хорошим, мудрым и добрым. Гитлер говорил: «Евреи нанесли человечеству две раны: обрезание плоти и совесть в душе». Как он бы прав, и сколько еще работы нам предстоит выполнить!
На протяжении многих поколений силы тьмы пытались потушить наше пламя. Но каким-то образом евреи выстояли. Б-г обещал нам, что наш народ будет населять землю вечно. Потому что без нашего послания, мир бы возвратился в состояние абсолютного хаоса.
Во время седера мы едим горькие травы в сочетании с мацой. Таким образом мы подчеркиваем, что Б-г пребывает с нами не только в минуты свободы (которую символизирует маца), но и в горькие минуты изгнания. Он никогда не оставит нас.
10. КОРЕХ
Сэндвич Гиллеля — это «кирпичи и известка»: сломанная пополам маца, две половинки которой соединены смесью из горьких трав и харосет. Некогда маца была целой. Так же и еврейский народ может стать разделенным и разобщенным. Но мы объединены общей связью с Торой и нашим общим историческим опытом.
Талмуд говорит, что будучи рабами в Египте, мы, евреи, получили освобождение только благодаря своему единству. Нас объединяла ответственность — и друг перед другом, и за будущее нашего народа. По прошествии нескольких недель все мы уже стояли на горе Синай и получали Тору с единством в сердце и духе.
Сегодня мы боремся сами с собой под постоянным наблюдением мировых СМИ. Это вызывает стыд и обезнадеживает. Наибольшая угроза выживанию евреев исходит изнутри. Единственный возможное решение в данной ситуации — встать и провозгласить: «Каждый еврей — это еврей». Точка. То, что в седер включена история о «безнравственном сыне», свидетельствует о нашем убеждении в том, что ни один еврей не может быть безвозвратно «потерян». Все мы — одна семья, на нас лежит ответственность любить друг друга и заботиться друг о друге.
Мацу можно сломать, но ее можно и воссоединить. Сэндвич Гиллеля традиционно является символом принятого нами обязательства воссоединить еврейский народ. Благодаря единству мы были отпущены из Египта, и именно благодаря ему вновь будем освобождены.
11. ШУЛЬХАН ОРЕХ
Когда мы думаем о достижении различных уровней святости, кажется странным, что одной из заповедей пасхальной ночи является праздничная трапеза. Это объясняется тем, что отношение иудаизма к физическим потребностям и материальным нуждам отличается от отношения к ним в других религиях. Наши религиозные лидеры не связаны обетом безбрачия, не медитируют весь день на горной вершине. Вместо того чтобы игнорировать или отрицать физическую сторону, иудаизм подчеркивает важность празднеств и семейных отношений.
Б-гу угоден такой путь. Доказательством тому является, например, то, что Он не создал пищу безвкусной (и не сотворил ее в виде «протеиновых таблеток»), но придумал разнообразие вкусов и видов: апельсин, клубника, шоколад, банан, манго… Почему? Потому что Б-г хочет, чтобы Его народ наслаждался. Адам и Ева были помещены в Эденский Сад — Сад Наслаждения.
В Талмуде говорится, что один из первых вопросов, задаваемых человеку в Раю, это «Наслаждался ли ты плодами земли?». В пасхальную ночь мы вкушаем праздничную еду для того, чтобы понять: истинная свобода заключена в умении благословлять, освящать жизнь, а не убегать от нее.
12. ЦАФУН
Последнее, что мы едим на протяжении этой ночи, — афикоман. (Маца на десерт? А я-то думал, что подадут миндальные пирожные!) Мы съедаем последний кусочек мацы не потому что голодны, а потому что так заповедано. Хотя физическое наслаждение является неотъемлемой частью нашей жизни, иногда оно уступает высшим ценностям.
Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, Талмуд сравнивает человека с «лошадью и наездником». Задача лошади — отвезти вас туда, куда вы хотите доехать; но если оставить ее одну, она разленится и может даже сбросить наездника. Поэтому наездник должен контролировать принятие всех решений. Так и наше тело является лишь транспортным средством, благодаря которому мы движемся по дорогам жизни. Оно требует заботливого и внимательного к себе отношения. Но не должно занимать доминирующую позицию по отношению к нам. Есть разница между здоровым питанием и полетом в Европу, предпринятым ради обеда в ресторане с настоящей итальянской пищей. Человек, над которым довлеют материальные устремления, может быть кем угодно, но не свободным. Иудаизм говорит: контролируйте свое физическое начало, тогда оно не будет контролировать вас. Станьте сами себе господином.
Именно в умении превосходить свою физическую сущность заключается разница между человеком и животными. Рассказывают, что однажды Баал шем тов наблюдал за тем, как его сосед обедал, но видел он его не в обличии быка. Этот человек находился в поиске лишь физического наслаждения и ничем не отличался от животного. «Кого можно называть сильным человеком? — спрашивает Талмуд. — Того, кто может подавить свои личные наклонности».
На седере мы прячем афикоман, затем мы его находим… и получаем приз! То же самое касается наших духовных устремлений к хорошему. Хотя оно сокрыто внутри, мы ищем его, находим, и… получаем в награду чистую свободу.
13. БАРЕХ
Социальное давление удерживает нас от принятия ответственности и направленного движения к истинному. Барех, «молитва после еды», была введена Авраамом 4000 лет назад. Авраам приглашал к себе в шатер на обильный обед странствующих идолопоклонников, а затем говорил им, что в качестве платы они должны будут произнести благословение Б-гу. Те считали его сумасшедшим! Никто тогда не верил в Б-га. Авраама называли Ха’ Иври (Еврей), что означало «тот, кто стоит на другом берегу». Он был социальным изгоем, одиноким голосом в пустыне.
Смогли бы мы противостоять социальному давлению такой степени? Протестуем ли мы сегодня против засилия СМИ, секса и насилия? Против наркотиков и преступности на улицах наших городов? Рабством является недооценка собственной личности, собственного социального статуса. («Что подумают обо мне, если я во весь голос заявлю о своих возражениях? Как я вынесу боль изоляции и отрицания?»)
На иврите Египет называют Мицраим; это слово берет свои корни от «мейцар», «узкий», «ограниченный». Уйдя из Египта, мы освободились от общественных сил, которые ограничивали нас и заставляли идти по узкой тропинке моды на образы и идеи. Свобода означает умение и готовность совершать правильные поступки даже тогда, когда это социально непопулярно. Я должен жить в ладу с собственной совестью. Реальность освобождает.
14. ХАЛЕЛЬ
По мере того как чувство свободы опьяняет наши души (чему помогают четыре бокала вина), мы начинаем петь песни радости. Когда евреи вышли из Египта и перешли море, они запели. Когда мы видим, что влияние зла ослабевает, что египтяне тонут в море, мы инстинктивно испытываем чувство благодарности к Тому, Кто управлял этим разворотом! Б-г переносит нас из рабства в состояние свободы, и нас поражают красота и стремительность происходящего.
Евреи в Египте погрузились на 49-й уровень духовной нечистоты — и только пав на самое дно, они устремили к Б-гу свои молитвы. Именно в этот момент они получили освобождение. Освобождение может произойти так быстро, что глазом не успеешь моргнуть. Наш египетский опыт начался с Иосифа, сидевшего в тюремной камере и в течение одного дня поднявшегося до положения премьер-министра!
Седер — единственная из 613 заповедей, которую следует исполнять именно ночью. Ведь на Песах мы превращаем тьму в свет. С «Халелем» мы отказываемся от всех интеллектуальных постулатов и испытываем эмоциональную радость свободы. Песня является средством выражения для возбужденной души, способом превзойти себя и достичь свободы.
15. НИРТЦА
Мы завершаем седер молитвой: «В следующем году — в Иерусалиме». Иерусалим, на который ориентирована каждая синагога в любой стране мира, является центром наших надежд и устремлений — не только в географическом, но и в концептуальном смысле этого слова. Талмуд говорит, что творение началось в Иерусалиме, и весь мир осветился из этой точки. На средневековых картах Иерусалим изображен в эпицентре Азии, Европы и Африки. Весь мир стекается в это место, в нем резонируют все жизненные силы. Из Иерусалима весь мир виден в пространственной и временной перспективе.
Название Иерусалим переводится как «город мира». Мир, шалом, — это не просто отсутствие конфликта. Это бесшовная гармония человечества, искренно принимающего общепринятое видение ситуации, образов. Иерусалим — это образ Б-га в нашей жизни, метафора усовершенствованного мира. Иерусалим дает нам надежду на то, что мы как народ сможем выполнить свое предназначение и освятить этот мир.
В Египте мы усвоили этот урок не полностью: мы были слишком измождены тяжелой работой (Исход, 6:9), нас поглотила духовная пропасть египетского общества. Долгожданное же освобождение произошло столь стремительно, что мы не успели полностью осознать его важность. Именно поэтому год за годом, седер за седером, оригинальные события обретают новый смысл, и мы, таким образом, приближаемся к окончательному освобождению.
А когда седер подходит к концу, мы чувствуем, что процесс освобождения идет полным ходом. И мы кричим во весь голос: «В следующем году — в Иерусалиме!». Мы — на пути домой.
Раввин Шрага Симмонс