Top.Mail.Ru

О молитве, или За что попадают в рай водители автобусов

16.06.2006

Рабби Шимон говорил:
1) Будьте осторожны с произнесением «Шма» и других молитв.
2) Не относитесь к молитве как к жесткому обязательству; молитва является, скорее, обращением к Б-гу, просьбой о милосердии и прощении — как говорится в стихе, «Ибо Он благ и милосерден, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о вынужденности наказывать преступников»Комментарий,
3) И не считайте себя неисправимыми грешниками.

«Поучения Отцов», 2:13

pre.jpgОказался один раввин после своей смерти пред райскими вратами. Привратник попросил его представиться, пролистал большую книгу записи и учета и, найдя в ней имя раввина, сказал, что придется подождать, пока не будут решены некоторые технические вопросы, касающиеся его входа в рай. А пока суд да дело, предложил ему присесть. Когда раввин уже себе места не находил от волнения, к воротам явился какой-то совершенно невзрачный тип, и его сей же момент приняли в рай. Разгневавшийся раввин потребовал от привратника объяснений.
— Он, — вежливо ответствовал небесный чиновник, — водитель автобуса.
— А почему это, — едва сдерживаясь, интересуется раввин, — водителя автобуса вы пропустили сразу, а раввина заставляете ждать?
— Понимаете, рабби, когда вы молились, все спали. Зато когда он вел автобус, ох, как они молились!..

Зачастую мы считаем молитву ответом на кризисную ситуацию, последней надеждой на спасение в моменты отчаяния. Однако истинная ее сущность проявляется в ивритском аналоге слова «молиться» — «лэхитпалель». Это слово буквально означает «оценивать самого себя». Получается, что молитва — это своего рода упражнение в самосозерцании и самооценке?

Молитва «Амида», произносимая стоя трижды в день, по структуре своей похожа на то, как просящий должен обращаться к всемогущему государю. Первые три благословения являются восхвалением, произносимым не потому, что Всемогущий жаждет, чтобы мы Его умасливали, а в качестве напоминания самим себе о том, что Б-г действительно всемогущ и, следовательно, в состоянии выполнить наши просьбы (если бы это было не так, какой смысл просить Его о чем-то?).

Промежуточные 13 благословений являются просьбами: мы просим о мудрости, хорошем здоровье, заработке, успехе; мы хотим иметь надежных друзей, вернуться в Землю обетованную и ждем восстановления Иерусалимского храма… Иначе говоря, просим обо всем, что необходимо для ведения продуктивного и добродетельного образа жизни.

Завершается «Амида» тремя благословлениями, в которых мы выражаем благодарность Б-гу за то, что выслушал и рассмотрел наши молитвы. Так хорошо воспитанный человек отблагодарит высокопоставленного чиновника, оказавшего ему помощь, за потраченное на него время.

Представьте себе, что всемогущий царь дал вам аудиенцию. Когда Вы начнете готовиться к этой встрече? Только ли в момент, когда окажетесь в его тронном зале и обратитесь к нему с речью?

Конечно, нет. Вы подготовитесь заранее, продумаете, что именно и как будете говорить, взвесите, о чем необходимо просить, и постараетесь предположить, как будет принята ваша просьба. Попросить слишком о многом — вызвать у государя гнев и ничего не получить; попросить о малом — упустить бесценную возможность.

Именно так нам нужно относиться и к «аудиенции» у Б-га. В Талмуде говорится, что наиболее благочестивым евреям первого поколения требовался целый час, чтобы подготовить себя к молитве. Они не отделяли буквальное значение слова «лэхитпалель» от словарного, потому что молитва включала в себя процесс самооценки. О чем следует просить? Будут ли просьбы сочтены разумными и благопристойными? Если будет получено то, о чем просишь, сможешь ли достаточно мудро использовать данную свыше возможность и духовно возвыситься?

Одним из этапов подготовки к молитве является произнесение «Шма Исраэль» — заявления евреев о единстве с Б-гом. «Шма Исраэль» является признанием уникальной миссии евреев, состоящей в стремлении к набожности, которая, в свою очередь, должна вдохновить народы мира пойти по дороге праведности. Эта молитва напоминает каждому еврею о том, что у него есть высшее назначение, что он может возвысить себя до уровня Б-жественного, если посвятит свою жизнь добру. А еще это напоминание о возложенной на него ответственности быть примером праведности как для своих детей, так и для всего мира. Разве может какая-нибудь другая подготовка быть эффективнее такой молитвы?

Священное Писание рассказывает, как надсмехался над евреями гигант-филистимлянин Голиаф; как бросал он вызов евреям каждое утро и каждый вечер. Талмуд говорит, что таким образом он пытался отвлечь их от произносимой ежеутренне и ежевечерне «Шма», на словах которой они концентрировали все свое внимание. Его насмешки произвели желаемый им эффект: евреи не могли более концентрироваться на молитвах, потеряли уверенность в себе и затрепетали перед врагами.

Именно потому Рабби Шимон и призывает нас осторожно относиться как к произнесению «Шма» (ибо в ней заключена подготовка ко всей молитве), так и ко всем молитвам в целом (ибо они являются отражением правильности понимания наших взаимоотношений с Б-гом). Однако любое действие, производимое трижды в день, может запросто превратиться в рутину. И потому Он просит нас брать паузу каждый раз, когда мы молимся, и напоминать себе о том, что мы, начиная молитву, получаем возможность извлечь пользу из личной аудиенции с Царем Вселенной, Который, если с достойно и честно преподнести себя, полон готовности и желания даровать нам любое свое благословление.

И, наконец, рабби Шимон учит, что, поскольку постоянный процесс самооценки вынуждает нас подвергать сомнению свою праведность, нам нужно быть настороже и не пойти по дороге излишней самокритики. Конечно, мы должны любыми способами избегать «само-лести» и самообмана. Мы должны честно относиться к себе и выискивать малейший недостаток и изъян в самоусовершенствовании. И если мы понимаем, что Всевышний не выполняет каждую нашу просьбу, мы должны помнить, что Бог дорожит молитвами праведных и, следовательно, может отказывать им в том, о чем они просят, поскольку уровень духовного роста, которого они достигают, приближаясь к Нему в молитве, может, в конечном счете, оказаться большей наградой, чем то, о чем они просят в молитве.  

Рабби Йонасон Гольдсон
Перевод: Людмила Шваменталь

{* *}