Top.Mail.Ru

Дорога, ведущая к Храму

06.07.2006

temple-jerusalem.jpgМесяцы тамуз и ав, в этом году почти совпадающие с июлем и августом, в еврейской традиции лишены радостной окраски, присущей теплому лету — сезону отдыха, каникул и отпусков. Эти месяцы отмечены знаком разрушения и утраты. После поста 17 тамуза начинается период траура, завершающийся постом 9 ава, и только на следующий день, 10 ава, три недели скорби о разрушении Храма заканчиваются. Кроме постов 17 тамуза и 9 ава, с разрушением Храма и утратой независимости связаны еще два — Цом Гедалья (3 тишрея) и пост 10 тевета. Таким образом, из шести годовых общественных постов только Йом Кипур и таанит Эстер не имеют непосредственного отношения к теме независимости и Храма как ее наивысшего воплощения. Для евреев, тысячелетняя история которых полна величия и трагедий, неисчезающая память о событиях столь давних свидетельствует о том, что роль Храма отнюдь не сводится к функциям хозяйственно-политического центра, как это следует из описаний некоторых исследователей.

Существование Храма в еврейском самосознании теснейшим образом связано как с осуществлением личного и национального предназначения, так и со всеобщим благополучием для остальных народов. Без Храма невозможно выполнение многих заповедей, и, таким образом, гармоничное существование личности в диалоге с Творцом тоже становится неосуществимым. Это верно и для отдельной личности, народа в целом, и для всего человечества.

Вопреки распространенному заблуждению, «галут» — это не только и не столько физическое рассеяние еврейского народа и потеря им своей независимости. Более того, физическое пребывание евреев в Эрец Исраэль и даже создание на его территории еврейского государства не означает окончание галута, потому что, в метафизическом смысле, это понятие подразумевает «галут шхина», то есть исчезновение того контакта между Творцом и человечеством, которое осуществлялось в Храме через еврейский народ. Избранность выражается в предназначении нации для служению Всевышнему: «И будете Мне царством священников и народом святым» (Числа, 19:6), «И построят Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исход, 25:8).

Но царство священников и святой народ могут существовать только при наличии всего остального человечества и ради него, точно так же как священнослужители разных религий и народностей необходимы нациям, выдвигающим их из своей среды.

Построивший первый Иерусалимский храм царь Шломо предусматривал, что неевреям будет предоставлена возможность поклоняться в нем Всевышнему: «И чужеземца, который не из народа Твоего Израиля, а придет из страны далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, — и придет он, и будет молиться в доме этом, Ты услышь с небес, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к тебе чужеземец, дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и дабы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил» (Первая книга Мелахим, 8.41-43).

Более того, в Иерусалимском храме еврейские священники приносили жертвы за все народы земли (это делалось в течение недели в праздник Суккот). В Гемаре (Сукка, 55а) говорится, что «народы мира не знают, сколь многого они лишились с разрушением Иерусалимского храма, ибо в те времена, когда Храм стоял, их грехи очищались, а теперь кто очистит их?»

Об универсальном предназначении Храма многократно говорили пророки. Помимо изречения «Дом Мой наречется домом молитвы для всех народов» (Иешайя, 56:7), можно, например, привести следующее знаменитое пророчество: «Вот слово, что видел Иешайя, сын Амоца, об Иудее и Иерусалиме: И будет, в последние дни утвердится гора дома Г-сподня как вершина всех гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Иакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его”. Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Г-спода. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам, и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Иешайя, 2:2-4).

Таким образом, распространенное заблуждение, что восстановление Храма нужно одним только евреям, а остальным народам безразлично, а быть может, даже и вредно, основывается, по-видимому, на неправильном понимании целей и устремлений еврейского народа, о которых Рамбам писал:

«Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в “Законах о раскаянии”.

В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою” (Йешаяhу, 11:9).

…Не думай, что во дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяhу: “И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком” (Йешаяhу, 11:6), — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями».

Можно привести еще множество подобных цитат. Честно говоря, поражаюсь тому, что люди, перерывающие горы еврейской литературы в поисках компромата, признаков или намеков на дискриминацию неевреев или еврейскую заносчивость, не желают видеть лежащего на поверхности дружелюбия и доброй воли. Остается только пожелать, чтобы еще до прихода Мошиаха они нашли в столь тщательно штудируемых ими книгах то, что там действительно написано, и поняли, что в их интересах способствовать исполнению пророчеств, обещающих наступление Золотого века не только для евреев, но и для всех людей.

Сима Кориц

{* *}