Top.Mail.Ru

Краткий обзор осенних праздников

11.09.2006

Элул — это время самоанализа и определения целей на предстоящий год, время приближения к Б-гу

Осенние праздники начинаются в элуле — еврейском месяце предваряющем Рош hа-Шана, еврейский Новый год. Элул — это время самоанализа и определения целей на предстоящий год, время приближения к Б-гу. Когда наступает Рош hа-Шана, каждый из нас говорит с Б-гом наедине о событиях следующего года, и в этот момент нужно четко сознавать, о чем именно ты просишь.

На протяжении всего месяца многие занимаются «хэшбон нэфэш», или «счетом души» — анализом своих поступков и свойств характера. Этот процесс требует некоторого углубления в прошлое и честного критического самоанализа, целью которого является самосовершенствование. У ашкеназских евреев, выходцев из Европы, есть традиция трубить в шофар каждое утро во время молитвы в каждый из дней элула — это должно всякий раз напоминать всем, кто слышит звуки шофара, о необходимости заняться самоанализом.

Очень важен этот месяц и с исторической точки зрения — именно в первый день элула Моисей (после совершения греха золотого тельца) поднялся на гору Синай для получения вторых скрижалей Завета. Через сорок дней — в Йом Кипур (Судный день) — он вернулся к своему народу со скрижалями в руках, и это стало символом воссоединения еврейского народа с Б-гом.

Своего пика подготовка к Дням трепета — от Рош hа-Шана до Йом Кипур — достигает в субботнюю ночь перед Рош hа-Шана, когда начинают произносить Слихот, особые молитвы с просьбами о прощении грехов, куда входит произнесение 13-ти принципов веры.

Рош hа-Шана

Рош hа-Шана — это еврейский Новый год, знаменующий день сотворения первых людей, Адама и Евы. В этот день, который по праву можно назвать Судным, на Б-жественном суде раскрываются книги Жизни и Смерти и каждый из нас в личной беседе с Б-гом приводит самую вескую причину, по которой должно произойти «вторичное создание», то есть дарование еще одного года жизни.

Утром накануне Рош hа-Шана совершают «hатарат недарим» — аннулирование всех клятв и обетов, позволяющее начать новый год с чистого листа.

Услышать звуки шофара, рога, — основная заповедь Рош hа-Шана. Звуки эти символизируют три основные темы дня: звук коронации (Б-г воцаряется над миром), рыдания еврейского сердца (раскаяние в грехах) и «будильник», пробуждающий нас от сна грехов.

Шофар напоминает нам и о сюжете из Торы об Авраhаме, собирающемся принести в жертву своего сына Ицхака и вдруг обнаруживающего в чаще молодого барашка, которого и приносят в жертву вместо Ицхака. Мы трубим в бараний рог в память о безграничной вере в Б-га, которую продемонстрировали Авраhам и Ицхак. В соответствии с традицией, это событие совершилось в Рош hа-Шана.

В шофар не трубят, если Рош hа-Шана приходится на Шаббат.

На праздничную трапезу в Рош hа-Шана подается круглая хала — символ законченности, завершенности года. Окунают хлеб и яблоко в мед, таким образом желая себе сладкого и доброго нового года. Кроме того, принято вкушать определенные фрукты, символизирующее все хорошее, на что мы надеемся в наступающем году.

Окружающих принято приветствовать словами: «Ле-шана това тикатэв ватэхатэм!», что означает: «Да будешь ты записан в Книге Жизни на добрый год!»

В первый день Рош hа-Шана читается молитва «Ташлих», которую принято произносить возле водоема, где водится рыба. Этой молитвой евреи символически сбрасывают с себя грехи прошлого. Когда первый день Рош hа-Шана попадает на Шаббат, она произносится во второй день праздника.

Хотя решение о судьбе на последующий год записывается в Рош hа-Шана, оно не считается утвержденным вплоть до Йом Кипур. Таким образом, 10 дней между Рош hа-Шана и Йом Кипур являются решающим периодом, в который решается судьба большинства людей. В течение этих Десяти дней раскаяния мы занимаемся глубоким самоанализом и особенно осторожно относимся к своей речи, поступкам и исполнению заповедей.

Йом Кипур

После совершения евреями греха золотого тельца, Моисей попросил Б-га простить соплеменников. Искупление грехов совершилось в Йом Кипур, и Моисей спустился с горы Синай со вторыми скрижалями Завета. С того момента Йом Кипур считается днем, наполненным особой силой, которая направлена на исправление ошибок евреев (как индивидуальных, так и коллективных). С этого дня жизнь как будто начинается с чистого листа. Таким образом, Йом Кипур является в еврейском календаре самым святым днем.

Существуют пять сфер физической вовлеченности, которые мы перекрываем для себя в Йом Кипур:

еда и питье, умывание, втирание в кожу масел и косметических средств, половые отношения, ношение кожаной обуви.

Пост Йом Кипур начинается после захода солнца и продолжается 25 часов вплоть до наступления следующего вечера.

Хотя он и считается днем искупления грехов, совершенных против Б-га, он не исключает искупления грехов и прощения неверных поступков, совершенных по отношению к другим людям. Именно с этим связана общееврейская традиция просить перед Йом Кипур прощения у всех наших друзей, родственников или знакомых, которых мы могли обидеть или которым могли навредить в прошедшем году.

Следующим осенним праздником является Суккот — время безграничной радости, когда мы выражаем полную веру в Б-га и радуемся подтверждению того, Он принял положительное решение относительно нашей судьбы в наступившем году. 

Раввин Шрага Симмонс

{* *}