Top.Mail.Ru

Вопросы эгоизма

01.12.2006

ego.jpgВопрос: А так ли плохо самолюбие, как о нем говорят?

Краткий ответ: Эгоизм сам по себе не так уж и плох. Проблемы начинаются в тот момент, когда человек начинает считать эгоизм своим исключительным правом. А подобной привилегии нет ни у кого, хотя право на ограниченное самолюбие есть у каждого.

Развернутый ответ: хасидские мудрецы назвали эгоизм «эго». Позднее этот термин принял и Зигмунд Фрейд.

Эго… Звучит довольно мило и скромно. Не зная содержания термина, можно подумать, что так называют котят или щенков, причем еще даже ходить толком не научившихся.

Философские учения всех конфессий призывают контролировать свое эго, пытаться обуздать его, сломить перед бесконечной Высшей Силой, по сравнению с которой все человеческие желания утрачивают смысл. Самые ярые моралисты требуют от нас почти полного уничтожения самолюбия в пользу ближних. По мнению Маймонида, первой причиной греха Хавы у Древа Познания стал именно эгоизм.

Но ведь «Я» не имеет материальной природы, это не вещь, которую его носитель в любой момент может достать из кармана. По сути, это сущность каждого из нас. И вот тут-то и возникает вопрос: что произойдет с моей личностью, если я сломлю, порабощу собственное «Я»? Да и нужно ли мне утрачивать себя? В конце концов, кто обо мне позаботится меня самого? И как отследить эту тонкую грань?..

Знаток «Я»

Великий философ, астроном и каббалист Маараль (раввин Йеуда Ливо из Праги, 1512? – 1609), известный как один из создателей Голема, немало времени посвятил изучению проблемы «Я». И приводил массу примеров из Мишны, доказывающих, что еврейским мудрецам тоже пришлось поломать головы над этим вопросом.

«Почему Всевышний создал Адама отдельным человеком? — интересуются мудрецы. — Чтобы показать, что каждый человек — это целый мир?»

«Поскольку все мы, — отвечает Маараль, — являемся потомками Адама, каждый из нас потенциально заключает в себе отдельный мир. Четкая параллель здесь отсутствует — Адам и есть основа всего человечества. Любой другой может в сего лишь занять его место, но не заменить его… Точно так же каждый человек есть отдельная вселенная. Истина в том, что Адам был создан как уникальная, единственная в своем роде личность аналогично тому, как Всевышний един над всем. И если, не дай Б-г, человек погибает, то с ним уходит целый мир».

Точно так же Маараль объясняет Мишну: «Каждый из нас вправе сказать: “Мир был создан ради меня”. И это действительно так. В своем мире человек — царь, принимающий решения. Но это в равной мере относится и к миру любого другого человека. Каждого из шести миллиардов, населяющих Землю. И у каждого — своя правда».

Лично я не сумел бы изобразить такую модель мира. Может, у вас получится? Но, в конце концов, я и не Всевышний — ведь только Ему под силу создать реальный мир с бесчисленным множеством центров. Зачем? Я считаю, что в этом заключен элемент мудрого замысла Создателя, пожелавшего существовать в каждом из этих миров. Как един Творец, так един и человек.

Все просто: в мире существует шесть миллиардов «нас», «их» и «вас». Но «Я» — в единственном экземпляре. Кстати, интересно, а если бы у животных был собственный язык, обозначили бы они «Я» как «только Я»?..

The Private Eye

Так что же означает значит «Я»? Как познание нами Всевышнего?.. Звучит неплохо, но на деле получается не очень — каждый начинает воображать себя Б-гом и отрицать существование других богов.

Особенно хорошо вас убедит вас в этом любой ребенок, едва-едва научившийся говорить «нет!» Или «дружище», помешавший вам продвинуться по службе. Или начальник, считающий своим долгом при каждом удобном случае напомнить вам о том, что вы — подчиненный. А социальные работники — те вообще культивируют зависимость от себя любимых! Мегаломаны, изнывающие под грузом мании величия, тоже хороши: их воспаленный мозг немедленно уродует любое ваше доброе намерение, квалифицируя его как происки злодея и диверсанта. И, наконец, беспринципные политики — вот уж они-то никогда не забывают о своем статусе и его привилегиях (и, естественно, с размахом ими пользуются, не страдая от угрызений совести).

«Молитесь о мире для царя! — писали мудрецы в Мишне. — Если бы не страх человеческий, каждый уничтожил бы своего ближнего в один миг».

Маараль комментирует эти слова так: «Каждый человек по природе своей видит себя как уникальное создание, имеющее право на все в этом мире. Адам осознал свое могущество, как только вкусил от Древа Познания и глаза его открылись. Когда мы видим другого с его собственным «Я», то он, по нашему разумению, должен это «Я» приструнить или вообще избавиться от него. Иначе говоря, мы немедленно желаем «проглотить» этого человека, вобрать в себя его эго. В нашем сознании другой существует как отдельное тело, работник, студент, фанат, но не как носитель эго. Единственный сдерживающий нас фактор — авторитет другого человека, тот самый «страх перед царем». Только он сдерживает нас, оставляя простор другим.

Трансформация «Я»

Что-то подсказывает мне о существовании нескольких вариантов решения этой проблемы. В конце концов, и у эгоизма есть положительные стороны. Не будь его — никто из нас не смог бы принять четкого решения, осознать свободу выбора. Да и жить в мире инициативном, оригинальном и творческом, согласитесь, гораздо интереснее.

Более того, не будь «эго» — некому было бы возмущаться по поводу жестокости и несправедливости окружающих. Да и симпатии по отношению к единомышленникам тоже увяли бы. Термин «личность» потерял бы свою актуальность, причем вместе с чувством собственного достоинства, которое невозможно оценить материально.

Эта идея также отражена в Торе: Адам был создан «по образу Всевышнего». Эти слова отражают позицию книги Берейшит относительно личности, которую человечество перенимает на протяжении нескольких веков и только сегодня, наконец, начинает осознавать суть идеи «неотъемлемого права» на существование каждого из нас как носителя целого мира. И все мы, подобно Создателю, вправе самостоятельно выбирать концепцию своих миров.

Основной вопрос состоит в том, как сохранить всю мощь и красоту своего «Я» — во всей его чистоте и неподдельности — и не допустить при этом опасных и дурных проявлений.

Спустя четырнадцать поколений после Маараля, Ребе вновь поднял тему эгоизма, рассмотренную еще его великим предком. Эго, по словам Ребе, необходимо не только «закалять», но и развивать. Ибо все, включая и это качество, было создано во славу Творца. Такой точки зрения придерживались и мудрецы Мишны. Когда Всевышний создал Адама, тот увидел всех животных, поклоняющихся ему и знавших, что были сотворены Кем-то нематериальным. Первый человек прекрасно подходил на роль предмета поклонения и служения. Увидев животных, Адам произнес: «Все они были сотворены для служения мне». Довольно эгоистичное заявление, не так ли? Но это еще не все. Адам добавил: «А я бы создан для служения своему Творцу».

Для чего же было создано «эго»? Служить. Работать над собой для Всевышнего. Такой подход меняет все. Я чувствую свое «Я». Я понимаю, что я всесилен. Почему? Наверное, потому что мне принадлежит все… Такое объяснение годится только для ребенка. Лично я, с высоты своего жизненного опыта, прекрасно понимаю, что окружающий меня мир слишком сложен, и если я и представляю из себя настоящую личность, то лишь потому, что Всевышний, Который и создал все это, включая и меня, хочет, чтобы я ощущал свою уникальность. Зачем? Затем, что я являюсь посредником Создателя, а не просто очередным Его творением.

Поэтому, исполняя какую-либо заповедь, делая доброе дело, стараясь привнести в этот мир чуть больше света, я не просто провожу время, чем-то занимая себя, но выступаю от лица своего «Я», на некоторое время заявляю свои права на собственность и совершенствую ее. Поэтому, став свидетелем страданий и лишений, я, конечно, могу отвернуться, подумав: «Значит, так хочет Б-г. А кто я, чтобы вмешиваться?». Нет. Я говорю: «Это плохо. Я должен помочь».

Значит, взглянув на ближнего, я вижу в нем не просто сочетание крови, плоти и комбинацию хромосом. Я вижу Безграничный Свет, саму сущность Создателя, вдохнувшего жизнь в человека. Я вижу Адама. Точно такого же, как и я сам.

«Я» в Галахе

Идея «эго», как и многое другое, рассматривается и в Галахе (Законе Торы). Точнее, как сказал бы Ребе, те или иные процессы и явления присутствуют в этом мире именно потому, что ранее они были описаны в Галахе. В книге «Зоар» сказано: «Всевышний заглянул в Тору и создал этот мир». Как бы то ни было, все существующее в мире ранее было описано в законах Торы.

В Галахе описана практика посредничества. Такие посредники (шлухим) выполняют любые поручения: они вправе даже найти для поручителя невесту, при двух свидетелях надеть ей на палец кольцо, и при этом она будет считаться женой поручителя. Закон гласит: «Твой посредник — как ты сам».

Посредниками могут стать далеко не все — такую миссию нельзя, например, доверить ребенку, умалишенному или глухонемому. Почему? А потому, что выступая чьим-либо представителем, мы должны иметь те же возможности, что и наш поручитель. А в Талмуде сказано, что такие люди не до конца осознают свое «Я». То есть у них нет полной веры (даат).

Это означает, что выполняя какое-либо поручение, посредник подразумевает, что все это делает не он. Действуя не от своего лица, он становиться «невидимым». А для того, чтобы сознательно отказаться на время от своего «Я», он должен быть зрелым и мудрым человеком, осознающим свое эго. Парадокс, как говорится, налицо.

Так и человек, посланник Всевышнего на земле, является Его представителем — Творец даровал нам эго только для того, чтобы мы достойно Его представляли.

{* *}