Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.12.2006
Современные еврейские женщины все чаще задаются вопросами: «Каково мое место в Торе?», «Почему я ограничена в изучении Торы?» Ответы содержатся в работах Любавичского ребе, применившего вневременные принципы Торы к стандартам сегодняшнего общества.
Когда Всевышний повелел Моше Рабейну подготовить евреев к получению Торы, Он сказал: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля»[1].
Мудрецы комментируют это следующим образом: «дом Яакова» — это еврейские женщины, а «сыны Израиля» — мужчины[2]. Таким образом Создатель обозначил главенствующую роль женщин.
В сущности, это повеление Всевышнего и расставило приоритеты — в распространении учения Торы среди евреев право «первого голоса» дано женщинам, на которых, согласно «Шулхан Аруху» (своду еврейских законов), возлагается обязанность изучать все законы, относящиеся именно к «женским заповедям», то есть заповеди кашрута, соблюдения Шаббата и чистоты семейной жизни[3]. Но законы, касающиеся еврейских женщин, вовсе не ограничиваются перечисленным. Да и диапазон знаний, необходимых мужчинам, гораздо шире.
Женщины должны осознавать всю глубину учения иудаизма
Помимо законов, касающихся основных заповедей, женщинам необходимо изучать «Пнимиюс а-Тора», мистическое учение Торы. Еврейская женщина должна осознанно любить Творца и бояться Его. Более того, эта заповедь лежит на каждом из нас, и ее исполнение зависит не от внешних обстоятельств[4], но от необходимого осознания внутренней концепции Торы, ибо сказано: «Знай Г-спода Б-га отцов твоих и служи Ему с чистым сердцем»[5].
В каждом поколений были женщины, обладавшие совершенными познаниями внутреннего, скрытого смысла Торы. Например, в Талмуде говорится о Брурии, дочери рабби Ханины бен Терадиона и жене рабби Меира[6]. В книгах Средневековья встречаются упоминания о женщинах, занимавшихся правкой текстов Торы после своих мужей[7]. Шестой Любавичский ребе, раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, в своих воспоминаниях писал о том, что семья Альтер Ребе настаивала на необходимости распространения Торы среди женщин. Он и сам воспитал своих дочерей в том же духе.
В будущем все изменится к лучшему
В последние десятилетия еврейское общество переживает настоящий прорыв — женщины всерьез взялись за изучение Торы, и это стало причиной создания множества специальных учебных заведений. Прежде было принято руководствоваться описанным в Теилим принципом: «Все приданное дочери царской — внутри»[8], поэтому женщины изучали Тору только дома, и только с изменением общественных устоев девочки начали ходить в школы.
Кроме того, когда-то считалось, что женщине следует изучить лишь те законы, которые относятся непосредственно к исполнению «женских» заповедей. Сегодня же список изучаемых женщинами тем выглядит гораздо солиднее и включает в себя даже абстрактные явления и понятия, не имеющие практического значения[9].
Такой поворот стал возможным именно благодаря внешним социальным переменам. По сравнению с предшествующими поколениями современная женщина занимает более «продвинутый» уровень практически по всем социальным и профессиональным аспектах[10]. Поскольку эти изменения коснулись и еврейского социума, у женщин появилась не только потребность, но и необходимость изучать Тору практически наравне с мужчинами. Что, в свою очередь, тоже влияет на ситуацию в мировом социуме.
Передавая знания
Главные качества женщины — душевная теплота и желание отдавать. Приобретая новые знания, она непременно делится ими даже на внутрисемейном уровне. Теилим говорит о женщине как об акерет hабайт[11] (основе дома, — ивр.). Именно женщина формирует атмосферу в доме и оказывает огромное влияние на мужа и детей, в том числе и в области учебы.
Один из важнейших аспектов образования (хинух, — ивр.) — личная связь ученика с предметом изучения. Учитель должен стимулировать в своих подопечных любовь к учению и позитивное восприятие материала. А эти качества являются неотъемлемыми элементами именно женской природы. Родители стимулируют своих детей к учебе по-разному: отец устраивает проверку знаний, а мать обсуждает с ребенком полученные знания и учится вместе с ним. К тому же, женщина гораздо больше времени проводит в стенах дома, уделяя немало внимания детям и их внутреннему состоянию, что помогает ей выбрать правильный подход к ребенку.
Комментируя заповедь, обязывающую нас учить детей наших, мудрецы употребляют слово леазир[12], одно из значений которого можно обозначить как «сияние». Обучая детей, мы и сами поднимаемся на гораздо более высокий уровень. Следовательно, изучая Тору, женщина прилагает еще больше усилий к тому, чтобы ее окружение тоже повышало уровень своих знаний.
Эра Машиаха
Существует заповедь — пробовать приготовленные для субботнего стола[13] блюда. Ссылаясь на нее, раввины учат, что евреи всего мира должны готовиться к приходу Машиаха по этой модели, т. е. «пробуя на вкус» все предшествующие события. Эра Машиаха обозначится небывалым стремлением людей к получению новых знаний: «И весь мир двинется навстречу познанию Б-га. Среди евреев откроется множество великих мудрецов, познавших сокрытое»[14].
Вот потому-то посвятить себя изучению Торы должны и женщины, пусть и не в том объеме, как их мужья. В частности, им следует уделить внимание текстам «Эин Яаков» — собрания комментариев к Торе — мудрецы многих поколений неоднократно отмечали ее влияние положительное на духовное развитие личности.
Это изменит мир. В свое время «благодаря женщинам наши предки вышли из египетского рабства»[15]. Современным женщинам по силам ускорить приход Мошиаха, и их заслуги будут заключаться именно в изучении Торы, благодаря которому «мир наполнится знаниями о Б-ге, подобно тому как воды океана наполняют сушу»[16].
[9] Трактат «Сота», 20a. Речь идет о том, что женщина не должна учить Устную Тору. Тем не менее, упоминается еще и о необходимости изменить ситуацию в связи с мировыми тенденциями. Теперь женщины должны учить не просто законы практического исполнения заповедей, но и постигать их внутренний смысл и мотивацию