Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.12.2006
Одно из самых трагических фотоизображений из когда либо встречавшихся мне, я увидела на страницах «Newsweek». Кадр из жизни, которая поблекла, не успев начаться. Малыш не более трех или четырех лет от роду тащит на себе какие-то стройматериалы. Мы бы назвали его ребенком детсадовского возраста, но в Судане, где он живет, его и его родителей именуют рабами.
Его может перекупить любой. Кто-то, взглянув на него, увидел не ум, не душу, а две руки, которые со временем смогут таскать дальше и больше. Из напечатанного в журнале интервью стало понятно, что малыш не имеет ни малейшего представления о том, как называется его страна или хотя бы деревня. Разглядывая снимок в своем доме в Иерусалиме, я оплакивала его детство и втайне желала, чтобы он смог найти себя и осознать, что он есть нечто большее, чем просто обладатель двух сильных рук.
Из-за того, как бездумно и добровольно мы отдаем себя в рабство пустой повседневности, мы можем потерять связь с душой.
На протяжении нашей жизни мы усматриваем наше предназначение в зарабатывании, трате и путешествиях, забывая о том, что на самом деле каждый из нас обладает сложной и глубокой душой. Из-за того, как бездумно и добровольно мы отдаем себя в рабство пустой повседневности, мы можем потерять связь с душой. В обществе, построенном на принципах материализма, других людей поневоле начинаешь считать соперниками, потому что с детства накрепко усваиваешь: отдавая кому-то одно из имеющихся у тебя трех печений, остаешься с двумя. И потому боишься отдавать. В чем же проблема, спросите? А в том, что душа, в отличие от тела, стремится отдавать и любить.
К тому же, мы до такой степени концентрируемся на себе, что Б-г, которого мы знали в детстве (а в Б-га верит почти каждый ребенок, не важно учили его этому или нет), становится чем-то второстепенным и занимает все меньше места в нашей личной системе координат. Мы ведем себя так, словно являемся чем-то большим, нежели просто созданиями Б-жьими, и это изменяет наше понимание взаимоотношений с Б-гом, приводит к ощущению, что мы являемся Его любимыми созданиями и нам самой судьбой предназначено получать дары от жизни. Отсюда проистекает аморальный и безответственный образ жизни. Подобно тому ребенку с фотографии в «Newsweek», мы не знаем, кто мы и кем могли бы стать.
Эта проблема решается путем тшувы, что означает «возвращение» (а не «раскаяние» и не «уход в религию»). Тшува учит нас восстанавливать взаимоотношения со вселенной с точки зрения созданий Божьих. Именно так мы постигаем, кто мы и где мы. Добиться всего этого можно путем соблюдения трех последовательных действий.
РАСКАЯНИЕ
В первую очередь, мы должны раскаяться перед Б-гом, т. е. внимательно проанализировать собственную жизнь, честно признать ошибки и осознать, какие возможности роста и развития мы могли упустить. Есть несколько способов, благодаря которым можно подвергнуть свою жизнь такому анализу. Например, разделить всю жизнь на фазы (детство, отрочество, юность, замужество, карьера, родительство, средний возраст и т. д.) и, подробно проанализировав каждую, задаться вопросом: «Чему я научился за это время?» Именно этим вопросом, а не «Что я тогда чувствовал?» или «Чья это вина?», поскольку эти вопросы в данном случае абсолютно бесполезны.
Вот пример анализа положительных событий: «Работая волонтером в лагере для детей со специальными потребностями, я научился тому, что люди обладают особой красотой, о существовании которой я раньше не догадывался». Анализ отрицательного события может сводиться к таким выводам: «Когда я смотрю на лицо моей мамы и вспоминаю, как в 16 лет произнесла слова, которые, как я сразу догадалась, причинили ей невыносимую боль, то понимаю, насколько разрушительными могут быть негативные слова и поступки».
Этот процесс может занять несколько часов, однако мудрее разделить его на несколько дней и окончании еще раз обратиться к тому, чему удалось научиться. Анализируя негативные события, необходимо определять их причины. Была ли импульсивность причиной принятия неверных решений? Или, быть может, виной всему нереализованное стремление к самореализации?.. В таком случае, не следует никого винить и продолжать стремиться к поиску настоящего Я. Едва понимаешь причину, шаблон, можно раскаяться не только в тех действиях, о которых сожалеешь, но и признаться в том, какие причины лежат в их основе.
Тшува — это ключ, которым Б-г открывает дверь, давно закрытую теми, кто забывает о негативных последствиях своих действий. Цель этого раскаяния не признание перед Б-гом в том, о чем Он и так знает, но в обретении самих себя, когда мы предстаем сами перед собой в истинном свете и просим Б-га помочь залечить раны, которые мы сами же себе и нанесли. Ибо сами мы не можем уничтожить последствия неоднократно сделанного нами выбора. Но тшува появилась задолго до создания мира, и она — единственное, что было создано не по принципу «однотечности времени». При честном совершении тшувы, Б-г поворачивает время вспять и стирает отрицательные последствия наших слов и дел.
СОЖАЛЕНИЕ
Вторым шагом к тшуве является сожаление, подразумевающее прояснение для себя негативных шаблонов и внутренний разрыв с ними, отрицание их, в результате которого они становятся несовместимыми с нашим внутренним миром. Давайте на примере двух моделей рассмотрим, почему же сожаление является в процессе возвращения столь важным элементом.
Модель 1: Том был неутомимым охотником. В старших классах школы его жертвой становилась любая понравившаяся ему девочка. По мере взросления, он осознал, что нуждается в стабильности семейной жизни, и стал жить с Диной. На прошлой неделе он встретил Марка, своего соседа по комнате в студенческом общежитии, поболтал с ним, вспомнил студенческие годы и почувствовал ностальгию по приключениям в образе мачо.
Модель 2: То же начало, что и в модели 1, но с одним важным отличием: Однажды вечером, уложив детей спать, Дина разоткровенничалась с Томом и рассказала ему, что другие мужчины относились к ней как к неодушевленному предмету и она никому не доверяла, пока не встретила его, Тома. В ту ночь он не смог заснуть, осознав, как часто он разрушал иллюзии, порождал недоверие и причинял боль другим. И встретив Марка, меньше всего хотел вспоминать о прошлом. Ему нужно было разобраться в самом себе, а делать это в аэропорту…
Сожаление освобождает человека из воздвигнутой им же тюрьмы самоограничений.
Необходимо различать сожаление и вину. Вина порождает ощущение полного бессилия. Сожаление приводит к анализу и переоценке. Чувство вины пассивно. Оно приводит к мыслям типа «Справиться с этим сейчас я не смогу, подумаю об этом завтра». Сожаление активно (В конце концов, Том позвонил своему раввину и тот посоветовал ему, какие действия предпринять). Сожаление освобождает человека из воздвигнутой им же тюрьмы самоограничений. Вина ни к чему не приводит. Хуже всего то, что мы, чувствуя себя виноватыми, обвиняем в своих грехах других, чтобы хоть как-то сбросить бремя вины с собственной души.
РЕШЕНИЕ ИЗМЕНИТЬСЯ
Теперь следует так изменить себя, чтобы старые модели и шаблоны начали потихоньку стираться. Наконец, настанет такой день, когда решения и поведение, прежде свойственные нам, покажутся абсолютно неприемлемыми. Каким образом можно пoменять шаблон? Мудрецы всех времен и народов предлагали разные способы, при этом ни один из них не претендовал на то, что его вариант — единственно правильный. Используйте тот способ, который подходит лично вам, и помните, что по мере совершенствования вам, возможно, придется прибегать к различным методам.
Метод 1. Ежедневный анализ
Этот способ был разработан Баалей Муссар (моралистами) в XIX веке. Осознав, каких шаблонов поведения вы придерживаетесь и какие черты вашего характера являются причиной совершаемых вами ошибок, постарайтесь как можно лучше изучить те психологические свойства, которые приводят вас к совершению ошибок. Например, осознав, что основной причиной неправильно принятых решений и неверных суждений являются нехватка времени и злость, прочтите книгу рабби Зелига Плискина «Злость: внутренний учитель». Если вы знаете, что к проблемам приводят несколько черт вашего характера, то вам предстоит прочитать множество книг.
Смысл чтения и сбора информации лежит в поиске слов, которые западут вам в сердце и станут почти что мантрой. Если вашей проблемой является, например, злость, то вашей фразой может стать «Не реагируй, будь собой».
1. Заведите записную книжку. Если работаете над четырьмя чертами, то первые ее страницы можно оформить следующим образом: сверху страницы напишите свою ключевую фразу. Затем разделите страницу на семь частей, оставив большое поле слева. Над каждой из семи секций напишите название каждого из дней недели. В поле впишите название психологических свойств, над которыми вы работаете, например: Злость, Нечестность, Нечувствительность, Высокомерие. Первым написано то свойство, которое соответствует фразе, написанной сверху страницы.
2.Каждый день «первой недели» смотрите на ключевую фразу. Повторяйте ее несколько раз в день. Вечером карандашом отмечайте, сколько раз в течение дня вы забыли об этой фразе. Поставьте рядом с ней количество точек, соответствующих количеству ошибок. И хотя на этой неделе вы не обращаете столь пристальное внимание на черты 2-4, анализируйте, как вы с ними справляетесь и записывайте все недочеты.
3. На следующей неделе первым запишите второе свойство, а первое — последним. Таким образом, на протяжении четырех недель каждое из качеств побывает на центральном месте.
4. Даже если этот способ кажется вам детским и абсурдным, через 40 дней вы убедитесь в том, что он работает. Вы достигнете потрясающих результатов и сумеете изменить психологические свойства, с которыми прожили всю жизнь. Естественно, если этот процесс приостановить, то результативность снижается.
Метод 2. Маймонида
1. Вспомните, как вы себя чувствовали в тот момент, когда совершили ошибку из-за неспособности (или нехватки желания) побороть недостатки, которые являются причиной ваших трудностей. Теперь представьте себе, что реагируете на ту же самую ситуацию абсолютно по-другому. Важна сама визуализация этих двух сцен, благодаря которой эмоциональное Я, реагирующее на визуальные образы, оказывается так же включенным в процесс перемены, как Я интеллектуальное.
2. Задайте себе важный вопрос: исходя из того, что разница между тем, как бы я хотел реагировать на ситуацию, и тем, как я реагирую на самом деле, столь велика, что я могу сделать сегодня, чтобы сделать ее менее критической. Например, если я срываюсь каждый раз, когда из-за других людей нарушаются мои планы, то сегодня я могу решить, что вне зависимости от того, насколько я расстроен, я не подниму на них голоса. Это будет хорошим первым шагом к тому, чтобы не осуждать других и принимать правильные решения.
3. Важно, чтобы эти шаги были достаточно малы, чтобы быть достижимыми, и достаточно значительны, чтобы приводить к конкретным изменениям.
4.Осознав, что первый этап пройден, переходите ко второму.
5. Старайтесь идти дальше поставленных вами целей. Например, если проблемой является злость, стремитесь к спокойствию, а не просто умению не раздражаться.
В этом методе есть несколько преимуществ. Он всегда работает (за редким исключением). Он работает по принципу «снаружи – внутрь», что позволяет прилагать чуть меньше усилий в борьбе со своими недостатками. «Недостатком» же является то, что он требует большей приверженности и включенности.
Метод 3. Возвращение к Б-гу
Радикально отличается от двух предыдущих. Именно этот метод рекомендуется большинством хасидских мудрецов.
Обратитесь напрямую к Б-гу, говорите с Ним на вашем языке, и пусть ваше сердце будет наполнено страстью.
Не концентрируйтесь на себе. Не пытайтесь понять, что вам удается лучше, а что хуже. Обратитесь напрямую к Б-гу, говорите с Ним на вашем языке, и пусть ваше сердце будет наполнено страстью. Попросите Его освободить вас из тюрьмы, которую вы воздвигли вокруг себя. Расскажите Б-гу о своих переживаниях и поступках, о том, какие совершенные вами действия и сказанные слова могли, по вашему мнению, нанести вред вам и другим. Расскажите Ему о том, как пытались измениться и почему вам это не удавалось, и том, что теперь вы знаете, как велика любовь Б-га к вам, и что только Он в силах вам помочь.
Проделывайте это каждый день — таким образом каждое мгновение вашей жизни будет наполнено Б-гом.
В память о моем отце, Джордже Хермане Кестеле.
Реббецн Ципора Хеллер