Top.Mail.Ru

Что общего между космонавтом и евреем?

12.03.2007

Из выступления Любавичского ребе на фарбренгене (хасидская встреча) в Шаббат, 28 декабря 1968 года…

Вчера произошло событие, которого не знала до сих пор история человечества: управляемый человеком космический корабль достиг Луны, облетел ее несколько раз, сфотографировал ее «светлую и темную» стороны и благополучно вернулся на Землю в точно запланированное время и в точно заданное место.

Баал Шем Тов[1] учил нас, что «из всего того, что человек видит или слышит, он должен извлекать урок на службе у Творца своего». Действительно, это событие и все его аспекты и детали наполнены поучительным пониманием нашей миссии в жизни.

Где-то за день до завершения космической миссии произошло еще одно событие: на встрече «Знакомство»[2] был задан вопрос, с которым может помочь разобраться упомянутая выше космическая миссия.

Один из участников «Знакомства» обратился к одному из выступающих: «Я так понимаю, что, по закону Торы, если человек съедает кусочек некошерной пищи, то наказанием ему будут 39 ударов плетью. Я думаю, что это личное дело человека, что он ест. Законы должны запрещать и карать действия, которые причиняют вред другим и обществу, но не должны касаться личной жизни человека».

Раввин, проводивший встречу, был растерян. Как объяснить группе молодых людей, выросших в свободной и демократической Америке, тот факт, что за такое «безобидное» и такое «личное» действие, как поглощение кусочка пищи, Тора предписывает связать человека и плетью нанести по его голой спине 39 ударов? Похмыкав некоторое время, раввин выдал стандартный ответ-оправдание. Он сказал, что для того, чтобы проступок наказывался плетьми, он должен быть совершен в присутствии двух свидетелей; что эти два свидетеля должны вначале предупредить человека о греховности его поступка и о наказании за него; что совершить проступок он должен в течение считанных секунд после прозвучавших выше предупреждений… и, таким образом, вследствие этих и других оговорок, данное наказание практически никогда не применялось. То есть можно было бы сказать, что санкционированное Торой наказание плетьми больше служит показателем суровости проступка, нежели по-настоящему карательной мерой. Так это объяснил тот раввин.

Все это, конечно, так, однако на самом деле ответа на вопрос не дает. Даже если наказание плетьми применялось раз в сто лет, оправдывает ли проступок такое наказание? И почему Тора узаконивает столь грубое вмешательство в частную жизнь человека?

Но наши мудрецы говорят нам, что «человек должен постоянно произосить: Весь мир был создан ради меня»[3]. Говоря словами Маймонида, «человек всегда должен считать себя наполовину грешным и наполовину праведным, и весь мир тоже воспринимать как наполовину грешный и наполовину праведным, ибо если он выполняет одну заповедь, то заслуживает благословения, потому что тем самым склоняет чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира; а если он нарушает заповедь, да помогут ему Небеса, то тем самым изменяет равновесие в худшую сторону и для себя, и для всего мира»[4].

Поглощение духовно ядовитого кусочка пищи не безобидное действие и не личное дело: любой нашей мыслью, любым словом и действием мы оказываем влияние на весь сотворенный мир, влияние, которое имеет положительные, или, не дай Б-г, отрицательные последствия. Разве может быть большим преступлением то, что человек намеренно подвергает опасности собственное благополучие, благополучие своей семьи, общины и всего мира, только потому что его вкус предпочитает некошерный кусочек мяса кошерному?

Это то, что написано в книгах. Однако человеческая природа состоит в том, что лучше понять или осознать можно тогда, когда перед тобой имеется осязаемый пример. Так вот, благодаря небесному провидению, у нас появился такой пример в виде завершившейся вчера космической миссии.

Трое взрослых людей должны были отказаться от всех своих личных предпочтений и подчиниться перечню указаний, диктующих их поведение вплоть до самых интимных привычек. Им говорили, сколько и когда они должны есть, когда и в какой позе спать, какую обувь надевать. Пожелай кто-то из них нарушить этот «диктаторский» режим, ему бы напомнили, что в проект вложен миллиард долларов. А сегодня миллиард долларов требует немалого уважения. Не говоря уж о том, что это не его миллиард, а миллиард дяди Сэма. Когда человеку говорят, что на кону миллиард долларов, он выполнит все инструкции и указания. Безусловно, он не имеет представления, как большинство этих инструкций связаны с успехом его миссии, которая была задана седовласыми учеными после многих лет исследований, но он доверится им и с готовностью примет всестороннее вторжение в свою личную жизнь.

А что если на кону не научный проект на миллиард долларов, а небесная цель творения?



[1] Раввин Исраэль Баал Шем Тов (1698-1760), основатель хасидизма

[2] Любавичская община в нью-йоркском Краун-Хайтсе регулярно проводит мероприятия под названием «Знакомство с ХАБАД» — это выходные, на протяжении которых евреи из любых социальных и культурных сословий проводят время в хасидских семьях, посещают лекции и участвуют в семинарах по иудаизму

[3] Талмуд, Санхедрин, 37:1

[4] Мишна, Законы Раскаяния, 3:4 

Марина Рахлина

{* *}