Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.04.2007
Существует несколько объяснений заповеди, повелевающей закреплять на дверных косяках мезузы. Одни рассматривают это как напоминание о единстве Творца, другие — как защиту домов евреев и т. д. Но все эти доводы приводятся в основном применительно к закреплению мезузы непосредственно у порога дома. В Торе же сказано, что мезузы должны быть на косяках всех дверей внутри дома: «… и напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих»[1], — само слово мезузот, «ворота дома», упоминается именно во множественном числе. Так ли уж необходимо закреплять мезузы и внутри дома?
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны дать четкое определение слову «комната». Зачем нам вообще в доме нужно несколько комнат? Очевидно, каждая из них имеет определенное практическое предназначение: гостиная, кухня, столовая, спальня — вот сколько получилось! В общем, можно даже сказать, что каждая из комнат освящена мезузой и тем самым имеет определенную цель во имя Создателя.
Такое разделение пространства, конечно, может стать результатом определенного разделения сознания. Вот, например, обстановка комнаты с одним назначением может стать неподходящей для комнаты, предназначенной для других целей. (Мы же не сидим в пижамах в столовой! Хотя в последнее время и это неписаное правило уже под вопросом…). Соответственно, переход из одной комнаты в другую может быть связан с изменением в сознании и восприятии.
С духовной точки зрения, такие изменения еще более ощутимы. Жизнь каждого из нас рассматривается как последовательность аводот, различных работ, различных форм служения Б-гу. Соответственно, различные виды деятельности, совершаемые в разных помещениях, являют собой отличные друг от друга уровни служения Всевышнему. Более того, люди были созданы для служения Творцу и созданы они были разными — значит, перемена рода деятельности сказывается на нас по-разному.
В Талмуде сказано: «И не должно человеку оставлять своего ближнего в одиночестве, только лишь произнеся слово Закона, дабы оставить память о себе»[2]. Самое простое объяснение этого высказывания гласит, что при расставании евреи должны обменяться словами из Торы или свода еврейских законов — тогда связь между ними сохранится и укрепится. Любавичский ребе дает этому более глубокое объяснение: прообраз этих «друзей» — две стороны человека. Согласно основополагающей книге Каббалы «Зоар», каждый день ознаменован определенной целью служения Всевышнему. То есть каждый день мы становимся другими. И чтобы не произошло разделения сознания и восприятия, мы ежедневно должны изучать законы Галахи[3] и тем самым поддерживать постоянную связь.
Вот мы и подошли к объяснению того, почему каждая комната дома должны быть освящена мезузой. При переходе из одной комнаты в другую, сознание человека изменяется. Переступая порог, мы «прощаемся с другом» и переходим в другую комнату, предназначенную для других целей. Следовательно, наше восприятие тоже меняется. Чтобы не допустить «перерывов» в служении Создателю, мы вешаем на косяках дверей мезузы с написанными внутри словами Торы. И мезуза, таким образом, служит «связующей нитью» для всех помещений дома, объединяя их как в подлинном предназначении, так и для переходов восприятия.
Вот почему мезуза связывает все три измерения, упомянутые в «Сефер Йецира»: пространство, время и дух (олам, шана, нефеш). С точки зрения времени, мезуза охраняет наше сознание; с точки зрения пространства, соединяет различные помещения, образуя из них то, что мы называем домом; с духовной стороны, мезуза объединяет все стороны человеческой натуры. Возможно, именно по этой причине слова, написанные в тексте мезузы, начинаются с призыва «Шма, Исраэль», провозглашающего единство Б-га как источника всех связей в этом мире.
Александр Полторак