Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2007
С момента чудесного исхода из Египта евреи 49 дней странствовали по пустыне, покуда на шестой день месяца сивана не достигли горы Синай, где стали очевидцами откровения Г-спода, встретились лицом к лицу с Б-гом, услышали глас Б-жий и получили Тору и заповеди (мицвот). И если Песах считается днем рождения еврейского народа, то праздник Шавуот, можно было бы назвать его бар-мицвой. Шавуот — время празднования мицвот, то есть обязанностей, подразумевающих наши любовные отношения с Б-гом.
«На самом деле, жизнь — это большая игра, игра со своими правилами, — пишет раввин Давид Аарон. — Без правил жизнь, как и любая другая игра, превратится в хаос. И в этой игре уже не будет ни побед, ни поражений. И пусть мы все знаем, что главное в игре не победа, а то, как ты сыграл, без правил мы не сможем даже оценить то, как мы сыграли. Данные нам заповеди — это правила игры нашей жизни, игры, в которой судьей и арбитром является Б-г».
В Шавуот мы празднуем дарование нам правил игры нашей жизни, поскольку если нет правил, то нет и игры. И в этот день мы радуемся тому, что стали игроками в игре под названием жизнь. Ибо если не существует ни правильного, ни неправильного, то какой смысл в том, что я делаю? И если нечего нарушать, то и нечего и исполнять. Даже в баскетбол нельзя сыграть без правил, что уж говорить о жизни! Без правил игры жизни мир превратился бы в сплошной хаос, а все наши дела утратили бы смысл.
Тора есть нечто большее, чем просто свод законов жизни. Тора — это живая встреча с Б-гом, Который предстал перед евреями на горе Синай не только для того, чтобы передать им законы Б-жьи, но и чтобы дать им возможность испытать любовь Г-спода. И то, что произошло на горе Синай, было не просто передачей законов, а личной встречей с Б-гом. Чувство восторга, вызванное у горы Синай близостью Б-га и еврейского народа, стало не только откровением Б-жественной истины, но, что более важно, откровением Б-жественной любви.
Тора была и остается для нас любовным посланием от Б-га. Это величайший дар, поскольку в ней воплощено Б-жье присутствие. Во время изучения Торы можно испытать чувство близости Б-га.
Талмуд учит нас, что когда Б-г даровал Тору еврейскому народу, Он сказал: «Я отдаю вам Свою душу в писании». Представьте, что вы находитесь на работе или обедаете в столовой и вдруг кто-то бросает на стол перед вами письмо от вашего возлюбленного или возлюбленной. Вскроете ли вы конверт немедленно, чтобы жадно пробежаться взглядом по строчкам? Конечно же, нет. Вы его отложите, чтобы прочесть в уединении, поскольку именно это письмо не из тех, что следует читать в суете и спешке. Уже потом, где-то в особом месте, вы осторожно вскроете конверт и приметесь неспешно, по нескольку раз читать и перечитывать слова любимого человека, и вам будет слышаться его голос и в какой-то момент покажется, что он сейчас — рядом с вами.
Вы будете перечитывать это письмо снова и снова. При первом прочтении вы уловите лишь поверхностный смысл. Вчитываясь внимательнее, заметите, что как от рассказа о погоде автор вдруг переходит к рассказу о своей матери. Какая связь? — думаете вы. Тогда вы перечитываете письмо снова, и теперь видите намеки на эту связь в письме. Вы обращаете внимание не только на то, что пишет автор, но и на то, как составлены предложения. Затем просматриваете текст снова в поисках более глубокого смысла, обращая внимание даже на начертание букв и находя сокровенное в нюансах этих форм. Потом начинаете искать более глубокий смысл уже между строк. А проанализировав все аспекты, аккуратно складываете письмо, кладете его в конверт и прячете подальше. Вы храните это письмо, потому что оно дает вам ощущение присутствия любимого человека.
А теперь представим, что это же письмо читает кто-то еще. Почувствует ли он присутствие не своего возлюбленного или возлюбленной? Конечно же, нет. Он поймет лишь поверхностный смысл письма, получит обыденную информацию. Вот это, по сути, и есть изучение Торы. Проживая ее текст, мы слышим голос Г-спода, чувствуем Б-жественное присутствие, испытываем любовь Б-га и каждый день переживаем откровение на Синае. Поэтому Тора воплощает не только жизненный путь, но и путь любви. А мудрость и заповеди Торы дают нам силы любить друг друга и любить Б-га.
Марина Рахлина