Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.03.2008
Почему согрешив и желая искупить свой грех или просто пребывая в прекрасном настроении и желая сделать жертвоприношение Б-гу, человек должен был использовать невинное животное? Почему бы не принести в жертву самого себя?
Хасидские мудрецы говорят, что он как раз приносит в жертву себя.
В Талмуде сказано, что человек представляет собой мир в миниатюре. То есть, сам мир – это общее понятие человека. В нашем мире есть океаны и континенты, леса и пустыни, люди и животные. Все это объединяется и в человеке, но в нем также присутствуют животная и Б-жественная души.
Душа человека – Б-жественная душа – воплощает все самые лучшие его качеств. Она стремится к объединению со своим источником – Всевышним, движимая безграничной любовью к Нему и пронизанная желанием раствориться в Его всепоглощающей сущности. Б-жественная душа проявляется через мысли, слова и поступки человека, которые он совершает в соответствии с законами Торы, стремясь к воссоединению с Творцом.
«Животная душа» – эго, присущее всем живым созданиям, направленное на удовлетворение физических нужд и желаний, материальные аспекты жизни.
Соответственно, когда человек приносит в жертву животное, он предлагает в жертву и животную часть своей души, избавляется от нее.
Бык и плуг
Что происходит с животным, приносимым в жертву?
Животная душа дана человеку не для того, чтобы он ее постоянно угнетал и подавлял. «Бык помогает получить много зерна», — говорили мудрейшие из хасидов. Бешеный бык уничтожает все на своем пути, но когда им управляет сильный человек, бык подчиняется и работает на благо этого человека, отдавая ему то, что без помощи быка человек не смог бы получить.
То же происходит с животным и внутри нас. Никакой цели человек не может достичь без рвения, присущего животной душе. Если ее не контролировать, человек постепенно погрязнет в грехе и удовлетворении своих низменных желаний. Но, мудро управляя устремлениями своей животной души, человек изменяется в лучшую сторону и достигает великих целей.
Первый тип жертвоприношения, описанный в недельной главе, называется ола – «жертва всесожжения», которая предназначалась Б-гу целиком и сжигалась на жертвеннике.
Сжигание чего-либо – это физический акт, уничтожающий материальную форму и освобождающий энергию, скрытую внутри. В этом заключается внутренний смысл жертвоприношения: животная энергия внутри человека отторгает материальную форму и выступает на алтаре в качестве чистой жертвы Б-гу.
Съедаемые приношения
В Торе также есть и другие виды жертвоприношения: корбан хаттат (искупительная жертва) и корбан шламим (мирное жертвоприношение).
Как и в случае с жертвой всесожжения, кровь животных, приносимых в искупление грехов или как мирное жертвоприношение, также возливалась на алтарь. Но в огонь шли только строго определенные части животных. В Торе есть указания относительно удаления из тела животных и уничтожения: жир, покрывающий внутренности и еще несколько органов. Мясо таких жертвоприношений съедалось при определенных условиях (его ели коганим и человек, приносящий жертву).
В нашей жизни также есть материальные моменты, которые, как и сжигаемое жертвоприношение, меняют свою сущность и служат святым целям: мы даем деньги на благотворительность, из кожи делаем тфиллин, немало времени уделяем изучению Торы, молитвам и исполнению заповедей. Тем не менее большую часть денег мы тратим на то, чтобы прокормить семью, из кожи также делаем обувь, энергию и время тратим на ежедневные заботы. Но и эти аспекты могут служить Б-гу, когда все они сопровождаются «святостью»: деньги заработаны честным трудом, еда приготовлена по правилам кашрута, а ежедневные заботы направлены на помощь близким и следованию Б-жественным законам жизни.
«Кровь» животной души – ее рвение и страстное желание материального – нужно пролить на жертвенник; ее «жир» – чрезмерное потакание своим желаниям и поиски удовольствия – нужно сжечь. Но суть животной души – ее мясо – всегда можно освятить и посвятить Б-гу. Только таким образом мы достигаем желаемого – приближаемся к Творцу.
Основано на беседах Любавичского Ребе