Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.11.2008
На седьмой день месяца хешван, спустя пятнадцать дней после окончания праздника Суккот, мы начинаем молиться о дожде... для того, чтобы самый последний еврей мог прийти к реке Евфрат.
Талмуд, трактат «Таанит» 10a
Во многих хасидских общинах бытовал обычай, согласно которому по окончании осенних праздников, габай (руководитель общины) поднимался на биму — возвышение, специально предназначенное для чтения свитка Торы, – и цитировал стих Торы: «Яаков же пошел своим путем!» (Берешит 32:2)
Когда Священный Храм еще стоял в Иерусалиме, дни праздника Суккот (15-21 тишрея) были временем, когда все евреи совершали паломнические походы — для того, чтобы побывать в Храме, месте физического присутствия Б-га в этом мире. В послепраздничные дни многочисленные караваны покидали Иерусалим, отправляясь в долгий (для кого-то физически, и для всех — духовно) путь, возвращая паломников к своим хозяйствам, к полям, садам и виноградникам. К концу первой недели месяца хешван все евреи уже проходили этот путь и достигали своих домов.
По сей день месяц хешван знаменует окончание периода духовного сосредоточения и продолжение жизни, служащей материальным интересам. В ходе месяца элул и Дней трепета, открывающих месяц тишрей, мы посвящаем себя раскаянию, молитве, свершению добрых дел, стремлению усовершенствовать наши отношения с Б-гом и ближними. Сразу за Днями трепета следует Суккот, праздник радости и единения, и Симхат Тора, когда мы празднуем свой союз с Творцом и начинаем новый цикл чтения Торы. В месяце хешван мы возвращаемся к обыденной жизни спустя несколько недель посвящения себя духовному совершенствованию. Кстати, единственным недостатком этого месяца, согласно еврейскому календарю, является именно отсутствие праздников.
На самом деле, месяц хешван своей обычностью символизирует цель земной жизни человека. Ведь еврей живет не только духовными идеями; в периоды между праздниками ему нужно заботиться о материальной составляющей своей жизни.
Наверху и внизу
Всевышний хотел иметь свое место на земле. Именно так наши мудрецы объясняют Б-жественную цель создания мира.
А что из себя представляет жизнь на земле? Как правило, о духовном мире отзываются выше, чем о материальном, который стоит на самом низком уровне из всех творений Всевышнего. Но насколько оправданы такие суждения? В конце концов, Творец создал не только все духовные и материальные объекты, но и сами понятия духовного и материального. Он в равной степени находится за пределами всех Своих творений и, в то же время, представлен в них, поскольку Его правда не имеет границ и не подлежит классификации. Почему же материальный мир ставится ниже мира духовного?
Для того чтобы понять, почему физический мир на самом деле стоит на уровне, более низком чем уровень духовного мира, мы для начала должны рассмотреть значение слова олам (ивр. «мир»). Олам означает «сокрытие», «тайное убежище». Мир является каркасом, контекстом существования вещей, а для существования любого явления в первую очередь необходим именно каркас.
Причиной тому является наличие основного (и единственного) закона существования, согласно которому нет ничего, кроме Б-га. А Он — единственно возможное существование, и ничто не может укрыться от Его воли. Для хотя бы малейшего намека на появление в мире других вещей необходимо нести и поддерживать правду.
Всевышний занимается созданием как высших духовных творений, так и самых низких из всех материальных. Различие между ними заключается не в степени удаленности или приближенности к Б-гу, а в степени их сокрытия. Меньшее сокрытие позволяет определенным вещам существовать в этом мире, но все они «знают» о существовании Творца и «понимают», что полностью находятся в Его власти и зависят только от Его воли. Таким образом, чем больше сокрытие, тем большую «самостоятельность» приобретают те или иные творения.
В этом смысле физический мир стоит на самой низком из всех возможных уровней. В этом мире сокрытие Б-жественности настолько велико, что самостоятельность его обитателей абсолютна. Физический мир просто поглощает собственный Б-жественный источник, выпуская на свободу создания, отрицающие свою сущность.
Пристанище
Наш мир — низший из всех — является объектом пристального внимания Всевышнего. Он захотел создать среду обитания, в которой Он сам будет практически полностью скрыт. Жизнь в такой среде настолько далека от источника своего существования, что порой в ней зарождаются элементы зла, борющиеся против Творца и отрицающие Его, несмотря на абсолютную зависимость от Него. И именно в этом, самом низком из миров, Б-г пожелал создать для себя пристанище: место, которое станет для Него домом, средой, в которой Он сможет раскрыться в полную силу, быть Собой.
И Он сотворил нас таким образом, что большую часть жизни мы проводим в борьбе с окружающей суровой реальностью. И Он даровал нам способность управлять своими жизнями в стремлении служить Ему. Помогая неимущим, придавая меньшее значение материальным интересам, совершая добрые дела, исполняя Его волю, мы одерживаем очередную победу над собой, над природой вещей материального мира. И эти победы трансформируют саму сущность материального — мир становится пристанищем Б-га.
Материальные аспекты нашего существования являются первичными инструментами для исполнения цели нашей жизни. Все духовные явления в нас самих были созданы только для того, чтобы помогать нам в реализации нашего основного предназначения.
Праздники месяца тишрей освящены особыми датами и событиями и дарованы нам для того, чтобы мы по-особому ощутили месяц хешван. Эти дни дают нам правильное направление развития и силы для продолжения своего пути и исполнения возложенной на нас миссии.
Путь к Евфрату
Тем не менее, в месяце хешван все же есть особая дата. В Талмуде сказано, что в седьмой день месяца, спустя пятнадцать дней после окончания праздника Суккот, мы начинаем читать молитвы о дожде. Этот день установлен для того, чтобы последний еврей получил возможность дойти до реки Евфрат. С давних времен евреи, живущие в Земле Израиля, читают молитву о дожде, начиная с седьмого хешвана.
На все дни праздника Суккот евреи оставляли свою работу и приходили в Иерусалимский Храм, где чудеса были нормой и постоянно ощущалось Б-жественное присутствие. Через некоторое время нужно было возвращаться домой: у кого-то дорога занимала всего несколько часов, у других — несколько дней. Но были и евреи, поселения которых находились на самой границе Земли Израиля, у реки Евфрат. Им приходилось идти домой две недели. На седьмой день месяца хешван, когда все евреи достигали родных домов, весь народ Израиля начинал молитву о дожде, прося Б-га о награде за свои труды на полях, в садах и виноградниках.
Если же рассматривать этот обычай на более глубоком духовном уровне, последним евреем считается самый далекий от иудаизма человек, сделавший целью своей жизни накопление материальных богатств. И евреи не могут начать молитву о дожде до тех пор, пока последний еврей не вернется в дом. Без его возвращения их работа не считается выполненной; и только он способен поставить точку в свершении главной миссии всего народа.
Основано на учении Любавичского Ребе
Любезно предоставлено редакцией сайта MeaningfulLife.com