Top.Mail.Ru

Откопать источник добра

28.11.2008

Для того, чтобы выкопать источник, нужно постараться. Во-первых, необходимо выбрать правильную местность и хорошую лопату. Долго копать, не останавливаясь ни на минуту, даже перед скалистым участком земли. В конце концов, раньше начав, вы раньше и закончите.

Для того, чтобы не делать перерывов в этом нелегком деле и завершить его достойно, нужно научиться смирению и покорности. Если вы из тех, кто всегда и везде стремиться оставить «авторские знаки» — лучше и не начинать. Подумайте: откапывая источник, вы ничего не создаете и не производите. Источник уже существует глубоко под землей, и все, что нужно сделать — «помочь» ему выйти на поверхность. И ваша задача заключается в устранении всех препятствий на пути источника, чтобы он смог подняться самостоятельно.

Для того, чтобы копать хорошо, вам понадобится вера. Вера, способная противостоять песку и камням, грязи и пыли. Такая вера, под влиянием которой вы просто возьмете лопату и начнете копать, забыв обо всем и сосредоточившись на одной простой цели — добыть чистой и вкусной родниковой воды.

У наших праотцев — Авраама и Ицхака —есть, конечно, много общего. Авраам был первым евреем, Ицхак стал его наследником и продолжателем дела распространения в языческом мире идеи монотеизма.

Обоим в течение жизни пришлось пройти через схожие испытания: трудное детство, голод, похищение жен, столкновения с властями, «проблемные» сыновья. Тем не менее, они не похожи, как могут быть не похожи друг на друга два человека.

Авраам всегда был занят делом; Ицхак предпочитал оставаться в стороне от великих свершений. Авраам был «торговым агентом» Всевышнего: он ставил свой шатер рядом с дорогами, по которым передвигались торговые караваны, и приглашал путников зайти — чтобы иметь возможность дать им истинное знание, открыть для них Б-га. Ицхак был скромным и закрытым человеком; у него тоже было много учеников, но их скорее прельщали его благочестие и набожность, чем личное обаяние и активная жизненная позиция. Согласно мнению каббалистов, Авраам олицетворяет качество Хесед (благожелательность, любовь), а Ицхак — качество Гвура (оцепенение, благоговение, самоотречение). В течение жизни на земле Авраам был пастухом, а Ицхак — земледельцем.

Евреи — дети Авраама. Мы живем в этом мире как «торговые представители» Всевышнего, обеспечивающие присутствие Б-га на земле и несущие знания о Нем всем обитателям нашего мира.

Мы — пастухи Творца, обязанные кормить голодных, одевать нагих, учить несведущих и освобождать угнетенных. Мы являемся художниками и ремесленниками Создателя, работающими над изменением сознания и души человека, изменением общества, изменением мира.

Но в то же время мы сыновья Ицхака. И мы понимаем, что внутри каждого человека находится источник чистой прозрачной воды. Таким образом, мы осознаем, что мы не создаем добро. Оно уже есть внутри каждого, и наша задача — проложить ему дорогу.

Янки Таубер

{* *}