Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.03.2009
Амнезия — страшная болезнь. Только представьте себе — вдруг вы забыли о том, кто вы есть. Это может случиться как с одним человеком, так и с целым народом. В нашей истории не раз случалось так, что мы забывали, кто мы и откуда; и до сих пор мы зачастую не можем ответить на вопрос, куда мы идем.
В первых главах книги Ваикра мы встречаем слова «Нефеш ки техета» («если кто-то согрешит»). Тора описывает искупительные приношения, снимающие с человека вину за его прегрешения. «Зоар», классическая книга Каббалы, объясняет и буквальный, и духовный смысл этих слов. Нефеш понимается скорее не как личность, а как душа, а в конце фразы стоит вопросительный знак. Иными словами, Тора задает вопрос: «Нефеш ки техета?» Способна ли душа на грех? Может ли еврейская душа, «а идише нешоме», Б-жественная искра, деградировать и совершить земной грех? Как такое возможно?
Несомненно, это происходит только в том случае, когда мы забываем, кто мы есть, когда мы теряем связь с истинно-духовной стороной нашей личности, когда мы страдаем от духовной амнезии.
К сожалению, такое случается. Неудивительно — ведь мы являемся частью земного мира. Стены старого гетто, изолировавшие нас, разрушены. И вот мы стоим перед огромным миром, полным (на первый взгляд) соблазнительного многообразия. И даже если мы заключаем брак внутри общины, мы продолжаем культурную ассимиляцию. Медленно, но верно еврейская душа начинает забывать о том, кем она является, и постепенно запутывается в сетях греха.
Я приведу поучительную историю о мудреце из Хелма, бьющемся над «неразрешимой» проблемой. Его беспокоило то, что, бывая в общественной бане, где все посетители были без одежды, он лишался возможности помнить о том, кто он есть. Снимая одежду, которая отличала его от остальных, этот человек страдал от кризиса личности. И тогда у него созрело интересное решение. На большой палец ноги он привязал красную нитку — чтобы и в бане отличаться от других. К сожалению, вода и мыльная пена ослабили нитку, и она соскользнула с пальца. Более того, потоки воды унесли ее к соседней кабинке и накрутили на большой палец того, кто там находился.
Пропажа обнаружилась внезапно. Хелмский мудрец впал в панику — для него наступил серьезный личностный кризис. Вдруг он увидел, как человек в соседней кабинке держит в руке его красную нитку. Он подбежал к нему и крикнул: «Я знаю, кто ты, но кто же я?» Кто ты? Ты еврей! Ты сын Авраама, Ицхака и Яакова, дочь Сары, Ривки, Рахели и Леи. Ты — часть «царства священников и святого народа». Ты вышел из Египта и стоял у горы Синай. Ты выжил в борьбе за свою жизнь и свою веру. Ты возродился из пепла Освенцима, для того чтобы продолжать жить. И ты спрашиваешь: «Кто я?» Подобный вопрос свидетельствует о сложном случае амнезии целого народа.
Священная книга «Зоар» напоминает нам о том, что мы не только «личность, способная на грех». Каждый из нас — душа; а способна ли душа на грех? Душа, по определению, является неотъемлемой частью Б-жественности. А для Б-жественной души, которой мы обладаем, отдаление от источника своего существования немыслимо.
А как еще можно объяснить феномен того, что после семидесяти лет Советской власти, пропагандировавшей идеи атеизма, евреи из стран бывшего Советского Союза с таким энтузиазмом обратились к вере своих предков? Почему, неожиданно для всех, идет возрождение еврейской жизни? Да, есть немало праведных и добрых людей, высекающих Б-жественные искры и преобразующих их в горячую веру. Но искры невозможно было бы разжечь, если бы в глубине каждой еврейской души не было «тлеющей частицы» генетической памяти, остающейся с евреем несмотря ни на что.
Поэтому, если вас когда-нибудь одолеют сомнения по поводу самоидентификации, вспомните «Зоар». Каждый из вас — душа. А душа не умрет никогда.
Йоси Гольдман