Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.05.2009
«Долгое время меня мучает один вопрос. Путем долгих размышлений я пришел к выводу, что многое в этом мире остается для нас непознанным. К примеру, я не могу утверждать, что в этом мире существует кто-либо или что-либо кроме меня! Да, я вижу окружающих меня людей и общаюсь с ними. Но я не исключаю, что все они могут быть плодами моей фантазии! Проще говоря, меня окружает моя искусственная вселенная. Чувства могут меня обманывать, а истина кроется в абсолютно иной реальности, или вообще вне ее. Думаю, вы уловили ход моих мыслей. Я говорю о том, что в нашем мире возможно все, и ни в коем случае нельзя быть уверенным в том, что ты знаком с устройством нашего мира! А если это так, то как мы можем знать о существовании Б-га? Да, мы можем привести невероятное множество доказательств того, что некто создал наш мир и открыл нам Тору на горе Синай, но все это происходило в «реальности», о которой нам по существу ничего не известно! Как же мы можем поддерживать отношения с некоей силой, в существовании которой нельзя быть уверенными до конца? Как возможно жить в мире, о природе которого мы фактически ничего не знаем? На мой взгляд, это невозможно».
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Вы подняли интересную тему. Позвольте мне задать вам несколько встречных вопросов. Вы сегодня завтракали? И на работу поехали на машине, как обычно? А на прием к стоматологу, назначенный на сегодня, собираетесь? Предположим, что на все три вопроса вы ответите утвердительно. Я также предположу, что завтракали вы потому, что знали — бутерброд, яичница и кофе утолят голод и обеспечат питательные вещества и энергию, которой хватит на следующие несколько часов. Более того, наверняка вам было прекрасно известно о том, что машина не начинена взрывчаткой, а ваш стоматолог не является серийным убийцей.
Дело в том, что мы используем слово «знать» в двух различных значениях. С одной стороны, это слово используется в философских дискуссиях, подобных нашей. Но мы также употребляем это слово и в повседневной жизни. Участвуя в философских спорах, мы играем словами, даем массу определений и приходим к невероятным заключениям. В обычной жизни под знанием мы подразумеваем сочетание ума, опыта, здравого смысла и интуиции. Вопрос о том, насколько достоверны и абсолютны наши знания, в философском смысле неуместен: имеющийся объем информации позволяет нам жить в этом мире и делать свой выбор, включая и выбор между жизнью и смертью.
Почему же и тут мы придерживаемся двойных стандартов? Зачем отрицать свою внутреннюю жизнь, которая свободно и естественно находит продолжение во внешней жизни? В конце концов, вы можете относиться к своему знанию Б-га и жизненных целей так же, как и к завтраку (который вы съедаете, потому что знаете, что перед вами еда, а не силикон), к машине (за рулем которой вы сидите, зная, что она не взорвется) и к стоматологу (у которого вы спокойно соглашаетесь на наркоз — ведь вам известно, что этот врач — не маньяк-убийца).
Если вы жаждете абсолютного знания, могу предложить вам наиболее верное определение и основной признак «знания» — это то, что помогает нам в повседневной жизни.
Умный человек, по определению, ни в чем не уверен. Множество явлений и понятий, которые на первый взгляд наделены смыслом, — ложны; а множество абсурдных вещей оказываются истинными. Именно поэтому законы Торы построены на жизненном опыте и зачастую вопреки логике. Но и жизненный опыт иногда обманчив; тогда к нам на помощь приходит эмуна — подсознательная, интуитивная вера. Эмуна — это сила, превосходящая разум. Разум пытается постичь истину, а вера сама по себе является уже известной истиной во внутреннем мире человека.
В конечном счете, ни жизненный опыт, ни интеллект, ни вера по отдельности друг от друга не могут стать единственно верным руководством к жизни, поэтому нам нужны все три компонента. Жизненный опыт помогает нам ориентироваться в различных ситуациях, вне зависимости от того, насколько они логичны. Интеллект необходим для получения новой информации, разрешения противоречий и умения применять знания на практике. А вера способствует пониманию истины и признанию того, о чем мы, в сущности, знали всегда.
Находясь под дулом пистолета, человек со стопроцентной уверенностью знает, что хочет жить. И эта уверенность не является результатом долгих размышлений — это правда в чистом виде. Кроме жажды жизни существует масса других вещей, в отношении которых мы обладаем абсолютным знанием. И это знание называется эмуна (вера). На протяжении всей истории еврейского народа наши предки часто вставали перед выбором: отречься от единого Б-га или умереть. Более того, такая альтернатива предлагалась и тем, кто не имел никакого отношения к религии и не вел по-настоящему еврейский образ жизни. Но и их вера была абсолютной, она была сильнее любых жизненных убеждений. Такой способностью верить наделены и мы с вами, вне зависимости от того, известно нам об этом или нет.