Top.Mail.Ru

Лаг Баомер – смысл праздника

11.05.2009

На дворе еврейский месяц ияр. Он находится меж двух важных праздников: Песах и Шавуот. Через этот месяц пролегает путь, пройденный нашим народом от египетского рабства до Дарования Торы.

 

Подобно евреям поколения исхода из Египта, с нетерпением отсчитывавших 49 дней, зная, что на 50-й их ожидает величайшее событие нашей истории — Дарование Торы на горе Синай, мы продолжаем считать дни от Песаха до Шавуота. Счет этот называется отсчетом «омера»« (снопа на иврите). Имеется ввиду, ячменный сноп, который приносили в Храм на второй день Песаха.

 

Среди этих 49 дней есть один особенный день — праздник, который называется Лаг ба-Омер, т.е. 33-й день из 49-и.

 

Два главных события определяют содержание этой даты. Во-первых, трагическая гибель в результате эпидемии учеников великого мудреца эпохи Талмуда, рабби Акивы прекратилась именно в этот день. Во-вторых, кончина другого мудреца и праведника той эпохи — его ученика рабби Шимона бар Йохая, автора книги «Зоhар».

 

На первый взгляд, что-то не очень праздничной оказывается эта дата. Но сам Рашби завещал нам, чтобы этот день не был ни в коем случае траурным и печальным, а напротив, стал днем радости и веселья для каждого еврея.

 

 

«Люби ближнего как самого себя» — главный принцип Торы

 

24 000 учеников было у рабби Акивы, и все умерли за короткий период от Песаха до Шавуота. И только на один день, Лаг ба-Омер, эпидемия прекратилась. Традиция объясняет нам, что ученики рабби Акивы, которые сами уже были большими мудрецами и знатоками Торы, пострадали за то, что не проявляли должного уважения друг к другу. На первый взгляд, кара, постигшая их, слишком сурова. Посторонний человек, войдя в Бейт Мидраш (религиозную Академию) рабби Акивы увидел бы там только мирные, спокойные дискуссии по поводу трактовки того или иного закона. Скрытое неуважение присутствовало в их душах. Каждый считал, что только он правильно понимает слова своего любимого Учителя. Разве мог он после этого уважать своих коллег, которые, с его точки зрения, непростительно искажали учение!

 

Тора у нас одна, и она — источник нашего единства. Она не должна, не может разобщать и разъединять нас. Поэтому Всевышний не принял подхода учеников к Торе и отверг их мудрость. Тора пришла в наш мир, чтобы принести мир, шалом, на эту землю. На целый день мы прерываем наши занятия Торой и собираемся вместе, чтобы в кругу друзей еще сильнее ощутить, что мы — один народ и объединяет всех нас наша традиция, наша святая Тора!

 

Девизом праздника звучат слова великого рабби: «”Люби ближнего своего, как самого себя” — это главное правило в Торе».

 

 

Рабби Шимон бар Йохай

 

Одним из любимых учеников, который верно усвоил суть учения рабби Акивы и выжил после эпидемии, был рабби Шимон бар Йохай, автор знаменитой книги «Зоhар», мистического комментария к Торе, объясняющего внутренний, сакральный смысл Писания.

 

Рабби Шимон — редкий пример человека, для которого изучение Торы стало единственным и основным занятием в жизни, его профессией. 12 лет и еще один год провел он со своим сыном — рабби Элазаром, в пещере, скрываясь от преследования римских властей. Там, по преданию. и был создан знаменитый труд. Все это время питались они плодами рожкового дерева и пили родниковую воду. Все это чудесным образом возникло на время их вынужденного отшельничества. В этой пещере им открылись великие тайны Торы.

 

Как и всю свою жизнь, в свой последний час рабби Шимон изучал Тору со своими учениками. Когда он произносил фразу из Псалмов Давида: «Ибо там установил Всевышний благословение и жизнь вечную», на слове «хаим» — «жизнь», он замолк и

 

вся комната наполнилась нестерпимым, ослепительным сиянием, как будто стал доступен человеческому взору весь тот сокровенный свет — «зоhар» — его учения, который до того был сокрыт. Когда свет исчез, великая душа Рашби вернулась к своему Создателю.

 

Рабби Шимон бар Йохай покинул наш мир в 33-ий день — день ЛАГ БА-ОМЕР. «ЗОhАР» — свет мудрости

 

 

«С книгой «Зоhар» выйдет еврейский народ из изгнания с милостью»

 

Наверное, не меньше чем сам великий рабби Шимон, известна его книга, которую он вместе со своим сыном написал, скрываясь от римских властей в пещере. Называется эта книга — «Зоhар», что означает «Сияние», — сокровенный свет, который до поры до времени был сокрыт в Торе. В ней — все глубины мироздания, все сокровенные тайны Торы, все то, что мы называем пнимиют ha-Тора — самая глубокая мудрость Торы, ее сердцевина и ее душа. И как тело без души, все наши дела и поступки будут мертвы и безжизненны, если их не согревает изнутри живительная сила учения рабби Шимона.

 

Многие века эта книга была уделом немногих, узкого круга мудрецов и каббалистов, посвященных в сокровенное знание. Но этот источник духовного света бережно передавался из поколения в поколение, пока не был воспринят мудрецами последующих поколений и стал достоянием каждого в учении рабби Исроэля (Баал-Шем-Това), его приемника — рабби Шнеора Залмана (Алтер Ребе) , их учеников и последователей.

 

В наши дни идеи Каббалы в переводе на «язык материального мира» приводятся в хасидском учении, хасидуте.

 

По словам рабби Йосефа Ицхака Шнееерсона, шестого из династии Любавичских ребе, «Сегодня есть право и прямая обязанность открывать эту Мудрость для всех». В наше время заслугами и стараниями главы поколения — Любавичского Ребе — мощный живительный свет этого учения — учения хасидизма — разлился по всему миру.

А теперь специальное обращение к взрослым.

 

В свое время рабби Шимон изрек удивительные слова, которые приводит Талмуд: «Я могу избавить весь мир от наказания Небесного Суда». «И можно положиться на это обещание, данное нам Рашби, в тяжелую минуту» — заканчивает Талмуд. Каждого из нас наделил Рашби этой великой ответственностью за судьбу всего мира. Каждый еврей должен повторять слова Рашби : «Есть ли еще что-то, что нуждается в исправлении»? «Что еще я должен сделать, чтобы исправить наш мир и подготовить его к приходу Мошиаха»?

 

 

 

 

Раввин Борух Клейнберг

{* *}