Иудаизм для почемучек — Шавуот

28.05.2009

  Почему Тора называет праздник Дарования Торы «Шавуот»?
«Шавуот» на иврите означает «недели». Существует заповедь Сфират hа-омер, повелевающая отсчитывать недели и дни между праздниками Песах и Шавуот, между днем исхода из Египта и днем Дарования Торы. В течение этого времени евреи освобождались от духовной нечистоты, приобретенной ими за время пребывания в Египте.
Между двумя праздниками — семь недель, а неделя состоит из семи дней. Понятие семи недель олицетворяет полноценность «недели», полноценность очищения (Мидбар кдемот, 300:27).

Другое объяснение:
«Швуот» в иврите означает еще и «клятвы». В тот день евреи поклялись Б-гу, что не променяют Его на идола. А Он поклялся евреям, что не променяет нас, избрав Себе другой народ (Тур барекет, 494).

  Почему в Мишне и в талмудической литературе праздник Шавуот называется «Ацерет» (остановка)?
Законы праздника (йом тов) схожи с законами соблюдения субботы и предусматривают отказ от будничных видов деятельности. Во всех упомянутых в Торе праздниках существуют еще и особенные заповеди — заповеди праздника: в Песах — маца, в Суккот — шалаш, в Рош hа-Шана –— шофар. В Шавуот же нет никакой особенной заповеди, вся его суть — в приостановлении будничного (Кдушат Леви).

Другое объяснение:
Шавуот — один из трех праздников (Песах, Шавуот, Суккот), называемых шалош регалим, — праздниками, в которые заповедано посещать Храм. Структура Песаха и Суккот: два первых и два последних дня — праздничные (йом тов), а промежуточные — полупраздничные (холь hа-моэд), т. е. в эти дни разрешено заниматься некоторыми будничными делами.
В Шавуот нет холь hа-моэд, весь праздник представляет собой йом тов, законы которого близки к законам Шаббата. Потому и называется праздник «Ацерет» , остановка, прекращение будничных дел (Кдушат Леви).

  Почему в некоторых общинах принято на Шавуот украшать синагоги зеленью и ставить деревья?
Для того, чтобы напомнить, что в этот праздник на небесах выносится решение об урожае деревьев. Люди вспомнят и смогут попросить об этом Б-га в нужный момент (Маген Авраhам, 494:5).

Другая причина:
Зелень напоминает о горе Синай, стоя у подножия которой, евреи получили Тору. Сказано в Торе: «…скот мелкий и крупный пусть не пасется против этой горы» , — это доказывает, что у ее подножия росла зелень (Левуш).

  Почему в ночь Шавуот принято изучать Тору, не ложась спать до рассвета?
Потому что спали в ночь накануне Дарования и вынужден был Всевышний разбудить их, как это описано в Мидраше. И мы должны исправить это. (Маген Авраhам, 494).

  Почему в Шавуот в некоторых общинах принято прочитывать свиток Рут?
Свиток Рут был написан пророком Шмуэлем для того, чтобы описать родословную царя Давида, потомка Рут моавитянки. В конце свитка прослеживается родословная линия от Переца (сына Йеhуды ) до Давида.
Первый день праздника — день рождения и смерти царя Давида, об этом говорится в Иерусалимском талмуде. Посему правильным будет прочитывать этот свиток в этот день (Биньян ариель).

Другое объяснение:
На горе Синай евреям были даны 606 заповедей. Вместе с уже существующими семью заповедями, данными Б-гом потомкам Ноаха (Ноя), их число составляет 613. Число 606 в иврите пишется буквами тав-рейш-вав (תרו), из которых составлено и имя Рут: рейш-вав-тав (רות) (Тшуот хэн).

  Почему в первый день Шавуот принято устраивать днем молочную трапезу перед мясной?
В память о жертвоприношении этого праздника в Иерусалимском храме, когда на жертвенник возлагались два хлеба. Две трапезы в память двух хлебах (Махацит hа-шекель).

Другая причина:
Белый цвет молочных продуктов символизирует Б-жественную милость (חסד), а Тора была дарована нам не по заслугам, а по милости (Бней Иссахар).

Другая причина:
В память о трапезе, устроенной евреями после получения Торы.
До дарования Торы, евреи не были обязаны соблюдать законы кашрута, посуда их не была кошерной — в ней готовили некошерную пищу. Дарование произошло в субботу, а по законам ее соблюдения запрещено кошеровать посуду в этот день. Поэтому евреям пришлось приготовить трапезу из тех продуктов, которые не требуют термообработки, передающей вкус некошерного из посуды в приготовляемую пищу (Геулат исраэль).


 

Раввин Йосеф Херсонский

Tэги: Шавуот